Художественный руководитель Пензенского областного драматического театра вспоминает минувший сезон, рассказывает о предстоящем и рассуждает о роли сценического искусства в жизни людей.
Всякий разговор с Сергеем Казаковым получается эмоциональным — даже недолгий, при случайной встрече. Запланированная беседа для интервью с этой точки получается по-особенному насыщенной, поскольку настроения неоднократно меняются в зависимости от затронутой темы. При расшифровке диктофонной записи остается лишь пожалеть, что текст не всегда способен передать всю гамму чувств.
— Сергей, чем более всего запомнился минувший сезон?
— Начнем с того, что у нас было девять премьер. Девять! Сегодня это редкий случай и сам по себе выдающийся факт. Причем стоит отметить, что речь идет об очень разных спектаклях для разных зрителей — а это всегда расширяет возможности театра, потому что, если угодно, у него появляется дополнительный объем.
— Как водоизмещение у корабля?
— Что-то вроде. И вот тогда плыть уже не страшно. И не страшно ошибаться. Куда сложнее, когда гнешь только одну линию.
— Среди девяти премьер можешь какие-то выделить особенно?
— Конечно, нет. Это же как с детьми — если их много, то каждый по-своему любим и замечателен. Например, «Бесприданница», поставленная Сашей Баркаром в совершенно необычной манере со всеми этими развевающимися парусами, преображающими пространство. Кому-то понравилось, кому-то нет, но это все равно Островский, которого я очень люблю и считаю величиной глобального масштаба. Кстати, у нас в репертуаре три пьесы Островского.
— Но ведь не классикой единой жив премьерный репертуар?
— Разумеется! Например, «В зале есть врач?» — вообще очень особенный случай. Во-первых, это следствие замечательного проекта «Из-под пера», о котором знают по всей стране, но, увы, не в Пензе. Во-вторых, эта пьеса в том числе затрагивает очень важную тему: о том, что, как у врача есть клятва Гиппократа, у писателя как врачевателя душ должна быть такая же — «Не навреди».
Состоялась очень важная премьера по пьесе Юрия Полякова «Золото. Любовь. Революция», которая нашла немалый отклик в сердцах зрителей старшего поколения. Кроме того, раз уж мы заговорили о связи поколений, то очень запала в душу работа наших молодых актеров, подготовленная к Девятому мая. И это было потрясающе. Это было их искреннее отношение к теме.
Ведь, к сожалению, очень часто по случаю Дня Победы делают что-то «для галочки», только бы значился пункт в плане мероприятий. А здесь ребята сами проявили инициативу и сами сделали композицию «Нам никогда не позабыть».
— Для тебя важно именно это обстоятельство — что молодые, что сами, что искренне?
— Да. Вообще у меня чем дальше, тем больше крепнет уверенность, что в нашем театре есть некие фильтры, которые отсеивают лишнее. И у нас нет ни одного спектакля, который развращает, который позволяет развиться червоточине. Они все созидательные, потому что направлены на воспитание и раскрытие души. Даже восстановленный опять же с молодыми актерами «Люкс № 13», который многие критикуют — это в конечном итоге история о любви. И, между прочим, он идет уже девять лет. Так что мы работаем прежде всего на воспитание публики. И в первую очередь — молодежи.
— Так получается, что у вас в театре уже не первый год заняты также воспитанием и обучением тех, кто сам хочет овладеть сценическим искусством. И в том числе подопечными мастерской «Первая скрипка» становятся особые дети — страдающие синдромом Дауна и аутизмом...
— Мы в этом году сделали спектакль «Солнечный круг», и эти дети были на сцене сорок минут. Это очень много. И это очень большое для них достижение. Арт-терапия, театральная терапия — вообще великая вещь. Это действенное средство, но не радикальное. Оно работает через вовлечение в игру. И тот, кому по жизни навесили маску инвалида, способен в этой игре уйти от навязанной ему роли.
И «солнечные дети», и аутисты — это же нечто удивительное и не до конца изученное. У них нет агрессии, а значит, нет защитной реакции. И им особенно нужна любовь со стороны людей. Но в нашем обществе с этим большие проблемы. Чего стоит хотя бы пример «Дома Вероники», на который некоторые живущие по соседству пишут жалобы, потому что не хотят видеть рядом с собой инвалидов.
Если меня спросить, зачем я этим занимаюсь, то не смогу точно ответить. Но ради этого я полностью ушел из шоу-бизнеса. Честно признаюсь, у меня до сих пор комок в горле, когда прихожу к ним. Но это и есть любовь.
— Немного о другом. Можно ли считать, что история с финансированием фестиваля «Маскерадъ» окончательно завершилась?
— Да, он снова прошел в этом году и обязательно будет в следующем, тем более что теперь финансируется из областного бюджета, за что огромное спасибо Ивану Белозерцеву. По счастью, осталась позади вся эта нелепая и дикая ситуация, когда вдруг оказалось, что на это событие, которое уже стало знаковым для культурной жизни региона, пытаются наложить лапу какие-то непонятные люди из других городов, непонятным образом выигравшие торги. Причем они ведь даже сами не знали, что с этим делать. Но на самом деле, нет худа без добра, потому что благодаря этому мы перестали надеяться на финансирование через торги. Сейчас вообще, кстати, в Правительстве России готовы обсуждать эту проблему — когда в сфере искусства именно таким образом решаются денежные вопросы.
— Предстоящий фестиваль будет посвящен Мейерхольду, что для Пензы является особой темой. Чего ожидать в связи с этим?
— Само слово «Маскерадъ» наводит на мысль о Лермонтове, но те, кто знакомы с деятельностью Мейерхольда, знают, что он ставил эту пьесу. Так что пересечение получается знаковым. Хотя Всеволод Эмильевич вообще ставил очень много, а потому к новому фестивалю будем по всей стране искать постановки из его творческого багажа. В частности, сами планируем поставить «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина. Кстати, это замечательный материал, и я, еще учась в институте, хотел сыграть в этой пьесе. Теперь, видимо, момент настал. Но в любом случае хочу сказать, что «Маскерадъ» всегда будет нацелен на то, чтобы искать актуальный материал, связанный с драматургией разных эпох. К слову сказать, готовясь к Году Театра, мы планируем организовать конкурс пьес для детей и юношества, потому что это поле сегодня попросту пустует. Кроме того, задуман совместный проект с компанией «СтанкоМашСтрой» — речь идет об отражении промышленной темы, но всех планов пока раскрывать не стану.
— Много ли еще планируется сделать к Году Театра?
— Да, планов множество, тем более что у нас еще и собственная важная дата — в декабре нашему театру исполняется 225 лет. И хочу напомнить, что пензенский драматический входит в пятерку старейших театров страны. Таким мало кто может похвастаться, но это не только бренд — это еще и ответственность. В Год Театра, конечно, хотелось бы больше внимания к этой теме, но и большего объединения сил. В том числе с местным отделением Союза театральных деятелей.
Дмитрий Инюшкин