Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Имя это — хочется верить — знакомо любому пензяку, для кого поход в театр — не просто повод пофотографироваться на фоне шикарных интерьеров, а — новое свидание с любимым искусством. Потому что, несмотря на одинокие реплики отдельных «доброжелателей», театр в Пензе по-прежнему любят, а значит — интересуются не только происходящим сию минуту, но и историей его, а значит, соответственно, — хоть раз да слышали имя Рейнгольда.
Хотя, в сущности, чтó нынешние поколения знают о легендарном главреже? Мы в год его ухода из жизни либо были в слишком нежном возрасте, либо еще вообще не родились. Ну, помним памятную доску (погибшую в пожаре) у служебного входа: «В этом здании с 1971 по 1981 гг. работал главным режиссером народный артист РСФСР С.М.Рейнгольд». Ну, слушали рассказы ветеранов театра с непременным прибавлением: «А вот при Рейнгольде…». Особо пытливые отыщут фотографии старых спектаклей (только фотографии, ибо видеозаписи тогда не существовало), газетные заметки, программки… Что же было в этом человеке такого, что заставило целое десятилетие говорить о Пензенском драматическом как о «театре Рейнгольда»? К сожалению, время биографа, который сможет досконально, по кусочкам и этапам воссоздать полноценную картину жизни и творчества Мастера (уж простите за столь избитое определение), по каким-то причинам еще не пришло.
С другой стороны — легенда отделена от нас не таким уж большим временным промежутком, и люди, хорошо знавшие Рейнгольда, благополучно здравствуют, а иные из них — почти его ровесники: младше на три-пять-восемь лет… Поэтому задача будущего биографа явно упрощается. Главная трудность — отделить объективные факты от субъективных ощущений и воспоминаний, но это проблема вообще всей истории как науки.
Помнят главное: при Рейнгольде Пензенский театр был ГАРМОНИЧЕН. Разнообразный репертуар из крепких, профессиональных постановок. Мощная труппа из актеров-личностей. И — самое главное — ТЕАТР-ДОМ. Именно дом, где было уютно, где каждый был на своем месте, каждый чувствовал себя нужным, о каждом заботились — но и с каждого спрашивали. Как ни странно, редко кто из работавших с Рейнгольдом вспоминает какие-то конкретные случаи доброго его к ним отношения. Возможно, случаев-то как раз и не было — была просто сама атмосфера, в которой не должно было ничего плохого случаться.
А что касается творчества — Рейнгольд совершенно не боялся конкуренции, охотно приглашал на постановки других интересных режиссеров — и маститых, и молодых. Для него был важен прежде всего ТЕАТР, а не собственное место в нем.
Можно сколько угодно говорить о том, что было другое время, другие люди, другой — выражаясь по-книжному — менталитет. Но давайте же не забывать хрестоматийные строки Александра Кушнера: «Времена не выбирают, // В них живут и умирают. // Большей пошлости на свете // Нет, чем клянчить и пенять. // Будто можно те на эти, // Как на рынке, поменять». Думается, не было бы того, что мы вспоминаем как «театр Рейнгольда», не будь рядом с Семеном Моисеевичем его коллег, друзей, соратников — как мы говорим сегодня, «команды». Эти люди вместе с Рейнгольдом делали тот театр. Сегодняшняя «команда» делает другой. Но ведь «другой» — вовсе не значит «хуже»!
Нельзя войти в одну реку дважды. Важно вот что: при каждом ответственном шаге нынешние руководители и работники театра, в огромном большинстве лично Рейнгольда не знавшие, — вольно или невольно сверяются с ним. Потому что — жива память. И, слава богу, есть у нас мерило работы — «абсолютная величина» Пензенского драматического театра, народный артист России Семен Моисеевич Рейнгольд.