Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», — утверждал, по некоторым сведениям, древнегреческий философ Гераклит. В том смысле, что, хоть берега и дно этой реки остаются все теми же, но быстротечная вода непрерывно меняется. И не притекут ли вместо чистой струи сточные воды какого-нибудь химкомбината? Что тогда останется от реки — одно название?
Московского режиссера Валерия Беляковича, народного артиста России, основателя Театра на Юго-Западе, уже самого — живую легенду российского театра — этот вопрос, кажется, не очень беспокоит. Поскольку, как он сам без лишней скромности заявляет, его спектакли «рассчитаны на вечность». И пусть шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» Белякович ставил уже девять раз на разных сценах России и мира и конкретно в Пензе — во второй раз, но на премьере 22 января в зале Пензенского театра вновь был аншлаг. Мало того — зал принимал «печальную повесть» о двух веронских влюбленных так же живо, как и без малого двадцать лет назад, когда — 11 февраля 1994 года — прошла премьера первой версии.
Сроки у Валерия Романовича, как всегда, были жесточайшими — ровно десять репетиционных дней, с 7 по 16 января. Впрочем, и до приезда мастера, и после его отъезда с актерами занимался ученик Беляковича — начинающий московский режиссер Максим Новиков, который чуть раньше поставил на пензенской сцене сказку «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Но, надо сказать, двадцать лет назад «Ромео и Джульетту» ставили едва ли не в более жестком ритме, и в те же сроки, и это нисколько не помешало успеху постановки, шедшей на аншлагах без малого десятилетие.
Воды с тех пор, действительно, утекло много, и из того легендарного состава в новой постановке на сцену вышло всего четверо актеров, причем трое остались на своих прежних ролях: Григорий Мазур — синьор Капулетти, заслуженная артистка России Галина Репная — кормилица Джульетты и заслуженный артист России Василий Конопатин — брат Лоренцо. Евгений Панов, четвертый участник премьеры-1994, тогда играл благородного графа Париса, а теперь — синьора Монтекки.
И, естественно, те, кто видел «старый» спектакль, вспоминали и сравнивали прежних и нынешних исполнителей: Джульетту — Татьяну Карпекину с сегодняшней Еленой Пустоваловой, Бенволио — Сергея Казакова с «унаследовавшим» эту роль Альбертом Ибраевым, Меркуцио — Евгения Бакалова с «новичком» Николаем Потаповым (это, кстати, всего лишь вторая его роль на пензенской сцене после Медведенко в «Чайке»), трех сменивших друг друга Ромео — Андрея Дымшакова, Анатолия Иванова и Антона Хатеева — с нынешним — Петром Матюшковым... Но сравнивать — занятие неблагодарное. Они, сегодняшние — просто другие, как чистая свежая струя, притекшая в старые берега. Так же, как другим стал сам спектакль, несмотря на внешнюю схожесть очертаний. Он в буквальном смысле слова заиграл новыми красками — свет и видеопроекция сотворили настоящее чудо.
Но в чем-то нынешняя постановка Беляковича жестче предыдущей версии. Даже внешне — грубее ткань костюмов, члены враждующих кланов вполне «милитаризованы» и ходят в высоких тяжелых ботинках вместо прежних мягких сапог, да и вообще — жизнь на сцене выглядит заметно мрачнее и беспощаднее. Впрочем, и в реальной жизни за последние 20 лет межчеловеческой вражды не убавилось, и единственное, что еще в силах противостоять разрушительным конфликтам, — это любовь. Именно это имел в виду художественный руководитель театра Сергей Казаков, когда в своем выступлении перед началом спектакля назвал «Ромео и Джульетту» едва ли не самой актуальной пьесой на сегодняшний день, несмотря на почтенный возраст ее создателя — в этом году мир отметит 450-летие со дня рождения Вильяма Шекспира. «В мировой драматургии нет лучшей пьесы о любви, и мы просто не можем обидеть сегодняшнее молодое поколение и не подарить ему эту историю», — добавил Сергей Казаков.
Молодежи в зале действительно было много, и большинство из них в самом деле эту историю открыли для себя впервые. И — судя то по внимательной тишине в зале, то по аплодисментам — поняли, что классика может и должна быть не скучно-хрестоматийной, а близкой, понятной и современной.
Начальник Управления культуры и архива Пензенской области Евгений Шилов после спектакля не мог сдержать чувств и, выйдя на сцену, обратился к залу: «Мне сказать просто нечего — это было потрясающе, это было талантливо, это было гениально! Мы видим, как с каждым годом крепнет труппа нашего театра, и сегодня на этой сцене каждый был индивидуальностью, каждый был потрясающим, и все вместе они создали такой замечательный ансамбль, что, хоть практически не было ни декораций, ни кулис, но все мы были во власти этого чуда. Спасибо огромное театру, спасибо его руководству, спасибо всем, кто создает чудо спектакля!»
В этот вечер, кроме уже упомянутых актеров, «печальнейшую повесть» разыграли Сергей Дрожжилов (князь Вероны), Павел Тачков (граф Парис), Лидия Стаханова (леди Монтекки), Вера Дупенко (леди Капулетти), Юрий Землянский (Тибальт), а также слуги двух семейств в исполнении Анатолия Громова, Русланбека Джурабекова, Ильи Кочеткова, Владислава Матюкина, Игоря Серебряного, Александра Стешина, Николая Шаповалова, машиниста сцены Владимира Хрюкина и горожанки Вероны — Юлия Кошкина, Юлия Кузьмина, Мария Соловьева и Марина Матвевнина.
Поздравляем всех с премьерой! А для зрителей напоминаем, что в ближайшее время «Ромео и Джульетта» будет играться 26 января, 7 и 15 февраля.