Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского.
Собственно, это имя давно стало синонимом русского театра вообще. Мировой театр — это Шекспир, русский театр — это Островский. Это самый популярный драматург на отечественной сцене (на мировой — нет, там его пьесы крайне редко появляются, он слишком национален и потому, видимо, слишком труден для перевода). Нет театра на бескрайних просторах нашей Родины, где не шла бы хоть одна пьеса «русского Шекспира» (а, как правило, идёт их по две-три и больше).
Островский чрезвычайно популярен у «зрительской массы», он вроде бы легкодоступен для восприятия (в отличие от того же Чехова) — но, конечно, доступность эта кажущаяся. Если копнуть его пьесы поглубже, там вскроются совершенно неожиданные ассоциации и взаимосвязи. Вот, к примеру, первое, что приходит в голову — пьеса «Бедность не порок»: братья Гордей и Любим Торцовы — разве это не явные Каин и Авель? Впрочем, всё это — тема для отдельных рассуждений.
И, разумеется, на пензенской сцене Островский тоже всегда был и остаётся самым ставящимся автором. Постановкой именно его пьесы «Бедность не порок» открылся в 1896 году Пензенский народный театр — непосредственный «предок» современного Пензенского драматического, в роли стряпчего Рисположенского из комедии «Свои люди — сочтёмся» блистал когда-то на любительской сцене совсем молодой Мейерхольд, и впоследствии тексты Островского ставились в Пензе с завидной регулярностью.
Если верны архивные данные, только после Октябрьской революции 1917 года в Пензенском драматическом театре вышло 52 спектакля по его пьесам. Причём разных названий было гораздо меньше — лишь 25 из 55 пьес Островского (включая написанные в соавторстве).
Самой популярной пьесой оказалась «Бесприданница», которую ставили 5 раз (в 1920-х годах, в 1934, 1936, 1946, 1952 и 2017). На втором месте — «Лес», поставленный 4 раза (в 1933, 1948, 1958 и 1984 годах). По три раза выходили спектакли по пьесам «Без вины виноватые», «Волки и овцы», «Гроза», «Доходное место», «Женитьба Белугина», «Поздняя любовь», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники».
К произведениям Островского обращались и маститые режиссёры — Николай Верминский, Семён Рейнгольд, Виктор Давыдов, Анатолий Иванов, Анатолий Гуляев, Виталий Иванов из Малого театра, Василий Конопатин, и режиссёры среднего поколения, такие как Сергей Стеблюк и Валерий Маркин, и представители молодой режиссуры — Александр Баркар, Алексей Шавлов, Кирилл Заборихин и многие другие. Островский представал в этих спектаклях разным — то традиционно реалистическим в лучших традициях русского психологического театра, то условно-пластическим, то откровенно водевильным, то перенесённым в иную эпоху — но практически всегда зрители живо откликались на увиденное и близко принимали к сердцу истории, которые всегда оказывались историями о них самих. В этом и сила драматургии Островского, как, впрочем, и любой классической драматургии — в любом виде, в любом сценическом жанре она остаётся неизменно актуальной и понятной зрителю любой эпохи.
И, конечно, в спектаклях по Островскому рано или поздно доводилось сыграть всем без исключения актёрам театра: это и народные артисты России Петр Кирсанов, Людмила Лозицкая, Михаил Каплан, Мария Тамбулатова, Галина Репная, Сергей Казаков, заслуженные артисты России Николай Шевкуненко, Генрих Вавилов, Олег Зеленченко, Василий Конопатин, Наталья Старовойт, Альбина Смелова, заслуженные работники культуры Пензенской области Сергей Дрожжилов и Евгений Панов, ведущие мастера сцены и недавние выпускники театральных вузов — все они выходили и выходят на сцену в образах разнообразных героев, воплощающих в себе всё многообразие пресловутой «русской души».
Сегодня вечером на большой сцене театра будет, разумеется, спектакль по пьесе Островского — недавняя премьера 230-го театрального сезона «На бойком месте» в постановке Кирилла Заборихина.
А перед началом в фойе театра откроется фотовыставка «Островский на сцене Пензенского драматического театра. 1952 — 2022», где зрители смогут увидеть запечатлённые сцены из спектаклей по пьесам Островского, поставленных за последние 70 лет. На выставке представлены работы Владимира Кускова, Александра Назарова, Сергея Квасова, Бориса Тишулина, Дмитрия Журкина, Елены Лукичёвой. Некоторые из фото вы можете посмотреть здесь в галерее.
На церемонии открытия актёры театра сыграют сцены из спектаклей по Островскому, исполнят романсы, дадут автографы, а зрители смогут попить чаю с бубликами и сфотографироваться в специально подготовленных интерьерах.
И ещё один сюрприз для любителей театра: по случаю 200-летия драматурга театр два дня — 12 и 13 апреля — будет продавать билеты на все спектакли своего репертуара с 20-процентной скидкой (в том числе и по Пушкинской карте). Так что поспешите воспользоваться этим специальным предложением!
И закончить этот текст хочется известным высказыванием юбиляра: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть». Поэтому ходите в театр и каждый раз находите для себя что-то новое и неожиданное.
С днём рождения, Александр Николаевич! С юбилеем!