Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
26 мая 2013

Документальный театр по-пензенски. День первый

25 мая первый показ пензенского «вербатима», о котором так долго (особенно предыдущие пять дней) говорили московские драматурги и критики, наконец-то состоялся.

В конференц-зале Пензенского драмтеатра собрались самые разнообразные зрители, среди которых были и студенты педагогического института, помогавшие драматургам собирать материал для эскизов документальных пьес, и даже несколько «героев» этих набросков, которые не посчитали нужным скрывать свои имена (как правило же, люди, у которых берутся интервью для «вербатима» — в Театре.doc их называют «информационными донорами» — сохраняют анонимность).

Перед началом показов художественный руководитель театра Сергей Казаков, московский театральный критик Григорий Заславский и драматург Ольга Михайлова рассказали зрителям (многие из которых были на всех предыдущих встречах) о первых итогах «Недели документального театра в Пензе» и возможных перспективах этой идеи на Пензенской земле.

Затем первую работу — небольшой набросок под названием «Легко ли выйти замуж в Пензе?» в жанре «страданий» — показала драматург Елена Исаева. Построенная в виде диалога хозяйки брачного агентства со своими клиентами обоего пола, сопровождаемая пензенскими частушками и виртуозным балалаечным аккомпанементом актрисы литературного театра «Голос поэта» Елены Яковлевой, эта зарисовка была тепло и живо принята зрителями. Самое интересное, что в зале сидели две «героини» этой пьесы (вернее, прототипы героинь) — директор брачного агентства «Меридиан» Наталья Кузнецова и исполнительный директор Союза успешных семей Пензенской области «Мы вместе» Ольга Леонидова. Роли прочитали актеры Пензенского театра Вера Дупенко (она как раз и воплотила образ хозяйки брачного агентства), Анна Гальцева, Юрий Землянский, заслуженная артистка России Наталья Старовойт и примкнувший к ним гость из Москвы — актер, режиссер и драматург Павел Савчук.

Второй показ — «Исповедь уцелевших. Хор голосов войны» — подготовила московский драматург и режиссер Виктория Доценко. Это строгий, чеканный текст, подобный некоей «драматической оратории». Автор — едва ли не впервые в истории «военной темы» — попыталась параллельно свести воспоминания ветеранов не только Великой Отечественной, но и афганской, и чеченской войн. В одном из героев узнал себя сидевший в зале председатель Ассоциации организаций ветеранов боевых действий, военнослужащих и силовых структур «Держава» Олег Шибаев. Эскиз пьесы прочитали актеры Григорий Мазур, Анна Гальцева, Русланбек Джурабеков, Вера Дупенко и Владислав Матюкин (текст Олега Шибаева достался именно ему).

После показов зрители и создатели работ обсудили увиденное. Все сошлись на том, что для Пензы это дело — новое, интересное и, вполне вероятно, перспективное.

26 мая неделя документального театра «Пенза как она есть» завершится показом еще трех документальных эскизов на темы «Меценаты», «Общественные движения» и «Криминал».


А вот мнение критика Григория Заславского, обнародованное им в Фейсбуке (источник здесь):

В субботу в Пензенском театре был первый показ — две истории, эскизы двух пьес в рамках нашего долгоиграющего проекта «Пенза как она есть». «Легко ли выйти замуж в Пензе» Лены Исаевой и пьеса про ветеранов Виктории Доценко. Обе — «на ура». Читки были очень хорошие, из лучших, какие я видел, а видел я много. Первые интервью — по всем темам делали студенты филфака Пензенского университета, здесь уже Исаева встречалась с владелицей агентства знакомств, какой-то замечательной тёткой, которая руководит союзом счастливых или успешных семей, почти все — с матерями-одиночками, ну и десятка два разговоров в самых разных местах города. Теперь снова начнут — обратно в жизнь, в разговоры выдёргивать фразы-афоризмы: «Ну и что, подумала я, что москвич? Не все же москвичи сволочи...». А вторая история — про ветеранов, по-моему, впервые, так в лоб соединены истории ветеранов всех наших войн — Отечественной, афганской и чеченской. Сами «доноры» сидели в зале и, я видел, смахивали скупые мужские слёзы. Вика придумала жанр — оратория, разбив жизнь на войне по «направлениям»: близость смерти, страх смерти, жизнь после... Удалось рассказать и о страшном, и... об очень страшном. Очень как-то честно, скажем, я вздрогнул, услышав новую «главку» — «Вера»: ну, начнётся — увидели лик Богоматери и все спаслись... И тут — против ожиданий: история про то, как все спаслись, а один, который погиб, стали собирать его личные вещи, и насобирали целый мешок иконок, оберегов и прочего, что на нём и при нём было. И не хочет он теперь креститься, хотя желающих «поучаствовать» вокруг — десятки. Народу было много, чуть ли не главное открытие для всех — что документальный театр — это тоже театр. В обоих показах замечательно играли актёры, Вера Дупенко (ну, я её фанат вообще, она играет в пьесе Михайловой про Столыпина и Толстого крестьянку, главную роль), Павел Савчук, Наталья Старовойт, Григорий Мазур. Вообще — все хорошо играли, но другие — пусть простят. 

В общем, хочу я сказать, не стыдно перед Пензой.