Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Театральную программу «Маскерада» открыл московский театр Школа Драматического Искусства спектаклем «Женитьба» по пьесе Гоголя. В этом году афишу фестиваля составляют названия, к постановкам которых обращался в своем творчестве Мейерхольд. «Женитьбы» среди его режиссерских работ не было, но и она оказалась здесь не случайно — еще будучи актером Пензенского народного театра, будущий режиссер с большим успехом исполнил роль Кочкарева (кстати, одна из самых запоминающихся сцен в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» — авангардный спектакль «Женитьба» театра «Колумб», хотя на самом деле здесь пародируется мейерхольдовский спектакль «Ревизор» 1926 года).
«Женитьба» Школы Драматического Искусства в постановке Александра Огарева — спектакль яркий, неординарный и даже смелый. Текст Гоголя позволяет реализоваться любому театральному жанру и режиссер, пользуясь случаем, нашел в нем место и для комедии, и для драмы, и даже для незнакомого Николаю Васильевичу кинотриллера. Спектакль напоминает медитативные грезы, лихорадочные сны, а порой и кошмары. Сцена то и дело залита туманным голубоватым светом, полупрозрачные ширмы создают загадочный теневой мир сновидения, из которого появляются женихи — сначала гротескные монстры-тени, а потом обычные люди (художник по свету Тарас Михалевский, художник-постановщик Ася Скорик).
Роль главного гоголевского жениха исполнил ведущий актер театра Игорь Яцко. Агафья Тихоновна (Александрина Мерецкая) и другие ее женихи выглядят подчеркнуто молодыми и даже излишне неопытными на его фоне. Особенно это явно в почти финальной сцене спектакля — экспрессивном танце, напоминающем брачные игры животных. Подколесин заинтересованно наблюдал за ритуалом, в который то и дело порывался включиться и сам, но никак не мог оторваться от тарелки холостяцкого супа. В четком слаженном танце женихов Агафья Тихоновна чувствовала себя неудобно (в отличие от расторопной служанки Дуняши в исполнении Марии Киселевой) и безуспешно пыталась встроиться в жесткий хореографический рисунок. Так, эти «чужие на празднике жизни» начинают свой собственный, полный естественной страсти танец и, кажется, находят друг друга. Но даже встретив идеальную спутницу, Подколесин не готов расстаться со своей холостяцкой свободой. Его личная драма разыграна на ступеньках крошечной винтовой лесенки. По ней он то поднимается вверх, приближаясь к окну, из которого готов выпрыгнуть в свою свободу, то спускается, раздираемый сомнениями, вдруг новая жизнь все-таки необходима. Оказывается, герой настолько не герой, что выбирает и вовсе третье: фальшиво напевая «Марсельезу», он без риска для жизни спускается по лесенке и никем не замеченный покидает собственную свадьбу. Так, Агафья остается один на один с собственной истерикой, которая ломает ее и бросает биться в судорогах на качели, на которых еще совсем недавно полная надежд невеста счастливо и бессвязно лепетала что-то о погоде своему будущему жениху. Важная тема спектакля — женское одиночество в мире, полном образов опасных и жутких женихов — то ли вампиров, то ли зомби. Даже единственный настоящий человек в этом мороке, по счастливому (казалось бы) стечению обстоятельств и оказавшийся — «тем самым», не смог не причинить боль девушке.
Московский спектакль был тепло принят искренней публикой Пензы, которая тем самым продемонстрировала свою готовность принимать и понимать новаторский театр. Кажется, интерес к фестивалю не угаснет и в следующие дни.
Вероника Ерофеева,
Евгения Ноздрачева,
студентки 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская В. Ю. Силюнаса и А. В. Бартошевича)