Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Сергей Казаков: «Нельзя художника ставить на одну доску с политиками»

SMI58.RU SMI58.RU
11 сентября 2017

В начале сезона худрук Пензенского областного драматического театра Сергей Казаков дал эксклюзивное интервью СМИ58 и поделился секретами театральной кухни.

СМИ58: Сергей Владимирович, что сезон грядущий готовит пензенским зрителям?

— Главным событием нового сезона станет фестиваль «Маскерадъ», который мы все очень любим, который родился в стенах Пензенского областного драматического театра. К сожалению, с ним в последнее время были определенные сложности, но теперь они остались позади. Благодаря вмешательству губернатора, фестиваль возвращается на Пензенскую землю. Теперь уже фестиваль стал неким брендом Пензенской области.

В этом году главной темой «Маскерада» станет cоветская классика. В рамках лаборатории «Забытые пьесы» ректор ГИТИСа Григорий Заславский привезет в Пензу несколько молодых студентов. Они «воскресят» советских авторов, которых давно не ставили на сцене. Молодые режиссеры будут делать пробы, по результатам которых лучший из них получит право делать постановку спектакля в пензенском драматическом.

СМИ58: Какие громкие премьеры приготовили для нового сезона пензенские актеры?

— В первых числах октября мы представим спектакль «Бесприданница» по пьесе Александра Островского, который покажет на Малой сцене талантливый режиссер из Москвы Александр Баркар. В начале ноября приглашаю всех на премьеру спектакля «В зале есть врач?». Эта постановка будет осуществляться в рамках проекта «Из-под пера». Мы выиграли грант на конкурсе по поддержке современных драматургов, и Министерство культуры России выделило нам деньги на постановку. Спектакль ставит московский кино- и театральный режиссер Ансар Халилуллин. Он уже выпустил в Пензе несколько спектаклей — «История одного преступления», «Филумена Мартурано» — достаточно известные постановки.

Кроме того, в новом сезоне мы планируем показать зрителям комедию, а также новогоднюю сказку «Белоснежка и семь гномов». Ну, а что будет после Нового года — поживем — увидим.

СМИ58: Скажите, как худрук театра, каким образом сегодня формируется репертуар театра? На что обращаете особое внимание, чтобы покорить сердце зрителя?

— Это очень сложный процесс. Конечно, некий расчет здесь присутствует. Но репертуар — это такая тонкая вещь... Я бы сказал, что подбор репертуара — процесс интимный. Здесь присутствует и ощущение, что именно зрителю нужно, и мониторинг того, что сейчас идет в театрах страны. Но огромную роль в подборе репертуара все же играет чуйка, чутье.

Многие удивлялись, почему мы в прошлом году на мой бенефис взяли «Кабалу святош» Мольера. Но прошло время, и в этом сезоне уже многие театры России, в том числе столичные, начинают ставить этот спектакль у себя. То же самое случилось со спектаклем «Филумена Мартурано». Мне говорили: «Ну, зачем ты берешь это старье?». А сейчас посмотрите: многие театры России заинтересовались этим спектаклем.

Могу сказать одно: качественной драматургии современных авторов сейчас очень мало. В основном это «чернуха», мат и разная пошлость. Современные авторы у нас идут в проекте «Из-под пера». Мы им стараемся помогать, мы их раскручиваем. Но, с другой стороны, нет ничего современнее, чем классика. Так что трагифарс «Визит алой дамы» по Дюрренматту — был 100 % попаданием в десятку. Настолько этот спектакль в прошлом сезоне вызвал широкий резонанс в Пензе, что называется, всколыхнул умы. Были у него и противники, и сторонники. И это здорово: потому что театр должен будоражить. Театр должен воспитывать, радовать, заставлять печалиться, возмущать, провоцировать. Театр не имеет права оставлять равнодушным.

Так что если мы попадаем в актуальную вещь, которая волнует публику — это огромная удача. Если не попадаем — «молоко». Причем не обязательно показывать спектакли, в которых есть критика. Это было модно в 80-е годы, когда люди слушали радио «Свобода» и читали «Самиздат». Сегодня это уже моветон. Сейчас нужно находить вещи, не связанные с политикой и критикой чего-либо. Есть же актуальные вещи, которые касаются души, разума, того, что волнует сегодня пензенского зрителя. Ведь у каждого города — свой менталитет, своя болевая точка, свои думки и радости.

СМИ58: А как же быть с рентабельностью спектаклей? Не секрет, что сегодня многие театры жертвуют высоким искусством в угоду зрителям. А иначе — пустые залы...

— Ну, это же чистая математика. Всем давно известно, что только 5 % публики в любом городе ходят на спектакли и выставки. А тех, кто любит кабаки и рестораны, кто хочет развлекаться, гораздо больше — их примерно 50 %. Что такое 5 % населения у нас в Пензе? Это значит — аншлаг на премьере и еще 4-5 спектаклей. И я знаю это заранее. А что будет дальше со спектаклем — зависит от его актуальности. Если спектакль пришелся по душе, люди придут на него повторно, приведут своих знакомых. В целом спектакль живет обычно 1-2 года. Правда, есть некоторые исключения, есть спектакли, которые и по 10 лет живут. В нашем репертуаре это — комедии Рэя Куни. И это объективный процесс. Люди приходят в театр, чтобы в первую очередь посмеяться. А серьезные спектакли идут только 2-3 года. Жаль, что гениальный спектакль «Господа Головлевы» у нас только три года прожил...

СМИ58: Какую роль Вы бы хотели сыграть?

— Сейчас моя основная роль — руководитель театра. Я сам поставил несколько спектаклей. Может быть, продолжу это делать и дальше. В театре я сейчас с удовольствием играю Мольера в «Кабале святош».

СМИ58: Кстати, в этом спектакле ставится вопрос взаимоотношения художника и власти. Вам лично близка эта тема?

— Это гениальная вещь, и тема мне близка. В этом спектакле Мольер говорит королю Людовику: «Я же писатель, значит, я мыслю, значит, я протестую». В этом и есть определенная трагедия любого художника, любого худрука, любого режиссера.

Мольер всю жизнь мечтал, чтобы его театр стал придворным. И он этого добился. Потому, что у театра есть будущее, если его содержат и лелеят. Не может театр сам себя содержать. Театр должен быть на содержании (в хорошем смысле этого слова) у власть имущих. Но тогда возникает вопрос: любой художник, артист изначально ищет конфликт, потому что изначально любая пьеса строится на конфликте. И сознание у любого художника — конфликтное, даже если он — художник-пейзажист. Но нельзя художника и театр воспринимать как оппозиционера. Нельзя художника или артиста ставить на одну доску с политиками. Это немыслимо. Ругать художника за конфликтность — бессмысленно. Это же такая структура человека, без этого он не может.

Но, с другой стороны, художник не имеет права быть особенным. Он такой же, как все остальные, равный им. Однако, если художник нарушает какие-то вещи, то за это он должен отвечать. Я говорю об известной истории с режиссером Кириллом Серебренниковым. (К. С. — является руководителем «Гоголь-центра» и обвиняется в хищении крупной суммы государственных средств. Сейчас он находится под домашним арестом. — прим. автора.)

СМИ58: Каково Вам, человеку искусства, быть Депутатом областного Законодательного Собрания? (Сергей Казаков с июня 2015 года является депутатом Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва — прим. автора.)

— Депутат — это общественная работа. А я — человек активный и неравнодушный. Мне нравится быть депутатом. К тому же, это еще и определенные возможности. Поскольку среди депутатов есть богатые люди, которые с удовольствием помогают пензенскому драматическому театру.

СМИ58: Наверное, Вам непросто выполнять столько обязанностей. Как Вы все это успеваете?

— Я работаю по 24 часа в сутки. У меня голова даже ночью «не выключается». Я вообще не отдыхаю. Отпуск, конечно, у меня бывает, но я во время отпуска тоже работаю — над репертуаром.

СМИ58: Часто ли приходится выбирать между семьей и работой?

— Для меня семья и работа — единое целое. И поэтому я — счастливый человек. Потому, что я делаю то, что я люблю делать.

СМИ58: Театральная труппа — сложный организм, в котором каждый актер — «звезда», с непростым характером. Как Вам удается поддерживать в пензенском театре здоровую атмосферу?

— Одни меня любят, другие просто терпят. Я — не диктатор и пытаюсь ко всем найти подход. Но они — люди умные и понимают: расстроюсь, обижусь, уйду. Ну и что тогда? Я стану таким же артистом, как они. И тогда это будет для них просто ужасно (смеется). У меня характер — тот еще... А сейчас — моя должность меня сдерживает как-то.

СМИ58: Какие изменения претерпела пензенская труппа в нынешнем сезоне?

— Слава Богу, в этом году почти никто из актеров театра нас не покинул. В наш театр пришла молодая актриса Анастасия Поклонова. Но в целом в нашей труппе ситуация стабильная.

СМИ58: Что художественный руководитель драмтеатра может пожелать пензенским актерам в новом театральном сезоне?

— Здоровья, терпения... А главное — творчески не остывать!

Источник: SMI58.RU