Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Что читает пензенский Дед Мороз

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 2 (24509)
11 января 2016

Владислав Матюкин считает, что взрослым людям полезно время от времени вспоминать, чему нас учат герои русских народных сказок

Актер Пензенского областного драматического театра Владислав Матюкин — личность известная. Взрослым он знаком по серьезным ролям на большой сцене, дети знают его как веселого клоуна Петю в телепередаче «Маленькая страна», которая выходит на канале «Экспресс». А каждые новогодние праздники Влад перевоплощается в Деда Мороза и дважды, а то и трижды в день водит хоровод у елки в драмтеатре. С 2008 года Матюкин состоит в Пензенской гильдии Дедов Морозов имени Ф. А. Хайрудинова.

Буратино и Дон Кихот

— С детства я мечтал стать актером, поэтому после школы поехал поступать в Тамбовский государственный университет им. Державина на режиссер¬ско-театральное отделение, его и окончил, — рассказывает Владислав. — В моем дипломе написано «Режиссер любительского театра и педагог специальных дисциплин». Это сценическая речь, актерское мастерство, народно-художественное творчество.

Почему я сейчас обращаюсь к своим студенческим годам? Потому что именно в это время я полюбил литературу. Стыдно признаться, но в школе я читал очень мало. Даже то, что по программе положено, бывало, пропускал. Затем, уже в университете, я, конечно, с лихвой наверстал упущенное. Изучил все, что полагалось еще в школе, плюс прочитал кучу книг по профилю и разных других.

Литературу нам преподавали с первого курса. В Тамбове я жил в центре — рядом с библиотекой им. Александра Пушкина. Было очень удобно. Каждое воскресенье я посещал библиотеку. Ходил туда как на работу. Сидел за рефератами, пьесами, произведениями по программе... Набирал книжный запас на неделю.

Вообще, библиотека считалась у нас основным местом проведения досуга, не то что сейчас. Там можно было познакомиться с красивыми и умными девушками. Рядом был прекрасный парк, куда можно было отправиться с новой знакомой, посидеть на лавочке и почитать ей стихи. Я этим пользовался. Совмещал приятное с полезным.

Некоторые серьезные университетские предметы, такие как история театра, предполагали, что ты должен прочитать огромное количество произведений, начиная от Уильяма Шекспира, заканчивая Алексеем Слаповским. И я взахлеб читал.

— Можешь назвать литературных героев, которым ты хотел подражать в детстве, в студенческие годы и сейчас?

— В детстве я хотел быть похожим на Буратино. Мама сшила мне костюм этого героя на новогоднюю елку, я потом много лет его хранил.

Еще была такая киносказка «После дождичка в четверг», поставленная по либретто Александра Островского. Там, если помнишь, Олег Табаков играл Кощея Бессмертного. Он мне очень нравился в детстве, несмотря на то что герой Табакова явно отрицательный.

Сейчас мой персонаж — Дон Кихот. Наивный романтик. Как я.

Пошелестеть страничками

— Ты работаешь в театре, ведешь детскую передачу на телевидении, участвуешь во множестве разнообразных проектов. Успеваешь читать книжные новинки?

— Признаться, читаю сейчас мало. Порой хочется остановить бег времени, вырваться из суеты, положить рядом стопку хороших книг и читать, ни на что не отвлекаясь. Но, к сожалению, времени на это нет.

— Какую последнюю книгу ты прочитал?

— Сборник русских народных сказок перечитывал. Но это опять по работе. Я готовился к новогодним представлениям и освежал в памяти образы русских персонажей.

Что касается современных авторов, я плохо с ними знаком. Конечно, надо открывать их для себя. Но я не могу самостоятельно решиться прочитать что-нибудь из нового. Мне кажется, что все самое хорошее уже написано.

Одно время все зачитывались Борисом Акуниным. Я тоже решил приобщиться, прочитал несколько книг. Честно? Мне Акунин показался неинтересным.

По актерской специфике как-то приобрел сборник пьес Андрея Максимова — телеведущего канала «Культура». Это мне понравилось. Еще могу из современных авторов выделить Николая Коляду и Алексея Слаповского. У них тоже очень хорошие пьесы. Их надо ставить.

Так складывается, что по большей части я читаю литературу, каким-либо образом связанную с моей работой. А для души у меня есть Василий Шукшин и Антон Чехов.

Но если мне кто-то настойчиво посоветует нового автора, я обязательно прислушаюсь, куплю книгу и прочитаю.

Например, мой коллега и сосед по гримерке Александр Стешин достаточно много читает. Пожалуй, его совету по поводу новых книг я последую. Он скажет: «Влад, прочитай это!» Я пойду и куплю.

— Ты все время говоришь «куплю». При этом многие современные молодые люди предпочитают читать произведения в электронном виде — на экране планшета или смартфона. Ты не относишься к их числу?

— Мне важно держать в руках книгу, чтобы шуршали странички, когда их листаешь. А еще мне нравится едва заметный запах типографской краски. Это добавляет прелести процессу чтения.

Гаджетами я вообще не увлекаюсь. С одной стороны, я, конечно, понимаю, что это удобно и современно. Но не мое. Может, я не современный.

Страшно, что не читают дети

— Мы проводили 2015 год, объявленный в России Годом литературы. Запомнились какие-либо события, прошедшие в Пензенской области и связанные с этой темой?

— Запомнилась пензенская книжная ярмарка, которая была в Доме молодежи. И торжества, приуроченные ко дню рождения Александра Куприна. Идея с памятником Куприну на его родине, в Наровчате, вообще шикарная. Ребята, которые все это сделали, — большие молодцы! Я имею в виду всех: и авторов проекта, и спонсоров.

Куприна я, кстати, тоже люблю. В студенческие годы я играл одну из своих любимых ролей в его «Гранатовом браслете».

— Говорят, люди стали мало читать...

— Не согласен с этим утверждением. Просто на смену книгам ко многим из нас пришли Интернет и социальные сети. В них нет ничего плохого. Там тоже есть что почитать. Но вот бумажных книг продаваться стало действительно меньше. А особенно меня беспокоит, что мало стали читать дети. Это страшно.

Мой сын по сравнению со своими сверстниками выглядит как белая ворона. Матвей очень много читает. Когда я спрашиваю, что ему подарить на день рождения или Новый год, он выбирает книгу. Или говорит: «Папа, подари мне деньги, а книгу на них я сам куплю!»

— Значит, так в семье воспитали.

— Ничего такого специально не делали. Матвей полюбил литературу сам. Он прочитал все современные подростковые книги. Все они стоят на полке в его комнате. Это и коллекция «Властелина колец», и «Гарри Поттер».

Более того, сын сам уже пишет какие-то сценарии. Возможно, сказалась творческая среда, в которой он живет: спектакли, концерты, цирк, кино, соответствующая публика у нас в гостях...

Матвей уже решил, что выберет для себя творческую профессию. Хочет стать журналистом или архитектором.

Сложно писать смешно

— А ты сам пробовал написать полноценное художественное произведение?

— Не просто пробовал. Я очень много пишу. И сценарии, и пьесы, и даже детские сказки. У меня даже в гримерке в ящике стола рукописи лежат. Выпадет свободная минутка — сяду, напишу пару абзацев. Все новогодние сценарии — будь то елка в драмтеатре или частная вечеринка — я пишу сам. Затем обсуждаю их со своими помощницами — девочками-снегурочками, вношу коррективы по их советам.

Хочу написать пьесу для себя, чтобы поставить ее затем на сцене нашего театра. Давно уже думаю над этим. Уверен, что когда-нибудь это обязательно произойдет.

— А как же твое утверждение, что «все хорошее уже написано»?

— Я достаточно скромно отношусь к своим трудам. На публикации большими тиражами не претендую. К тому же я достаточно самокритичен и переделываю свои тексты по пять-шесть раз. Просто хочется написать произведение под собственный спектакль.

— Какие жанры литературы наиболее сложны для тебя как автора?

— Очень сложно смешно шутить. Бывает, сидим с коллегами, рассказываем истории, придумываем что-то, искренне смеемся. Я записываю все это. Потом читаю — не смешно. Думаю, поставим сценку, веселее станет. Ставим — все равно не смешно. Юмор — очень сложная штука. Еще и потому, что смешное сегодня необязательно вызовет улыбку завтра. А может быть и вовсе наоборот.

Еще я не всегда понимаю, откуда такое воображение у фантастов. Я не знаю, как они все это придумывают. Есть люди, которым кажется, что фантастика — самый простой жанр. Вроде бы не нужно что-то изучать, готовиться... Сел — и пиши все, что в голову взбредет. Но те, кто пробовал писать, согласятся со мной, что любая фантазия должна иметь логику.

Мне кажется, что фантасты — очень серьезные люди. У них, наверное, есть запасная голова. Описать жизнь, привнеся в нее свои чувства и мысли, — это одно, придумать «от и до» абсолютно другой мир — совсем другое.

Детские письма

— Меняются ли твои предпочтения в литературе в зависимости от сезона? Вот сейчас ты в костюме Деда Мороза. Что он читает?

— До праздников Дед Мороз перечитывает сказки, а затем приступает к чтению детских писем. Уже несколько лет во время елок у нас в драмтеатре ставят ящик с табличкой «Почта Деда Мороза», в который дети опускают свои письма. В этих письмах не только просьбы о подарках, но и пожелания, поздравления, а также рассказы о том, чему ребенок успел научиться за уходящий год.

Я читаю детские письма каждый день, и их очень много. Если дети указывают свой возраст, но в тексте допускают много ошибок, я расстраиваюсь.

Деду Морозу пишут и взрослые. Поздравляют с Новым годом, признаются в любви. Взрослые, как правило, у Деда Мороза ничего не просят. И это радует. Значит, у них все уже есть...

10 КНИГ

  1. Овсей Дриз, «Как сделать утро волшебным».
    Не знаю, как эта книга оказалась в нашем доме, но я перечитывал ее все свое детство. Кстати, больше произведений этого автора я не встречал.
  2. Антон Чехов, рассказы.
    В театре-студии «Бум» под руководством легендарного Александра Калашникова мы ставили «Свадьбу» по Чехову. После этого я начал читать рассказы Чехова. Он стал одним из моих любимых писателей. Его творчество мне до сих пор близко, в том числе и по театральной части.
  3. Лев Толстой, «Война и мир».
    Это произведение я прочитал в студенческие годы. Внимательно и вдумчиво преодолел все четыре тома. Люблю Толстого за обстоятельность и в то же время за детальность.
  4. Все произведения Василия Шукшина.
    На четвертом курсе мы ставили спектакль по рассказам Шукшина. Я так увлекся, что, получив очередную стипендию, сразу отправился в книжный магазин и купил его двухтомник. Шукшин — взрывной и переживающий, близкий мне по сути.
  5. Биографии Савелия Крамарова и Юрия Никулина.
    Конкретно: Варлен Стронгин, «Савелий Крамаров. Судьба странника»; Леонид Куксо, «Неизвестный Никулин». На экране мы видим одних людей, в жизни они совсем другие. Читать воспоминания авторов о талантливых актерах безумно интересно.
  6. Уильям Шекспир, «Ромео и Джульетта».
    В институте по истории театра задали изучить это произведение. Я запланировал осилить его в несколько попыток. Сел — и не смог оторваться. Прочитал залпом, а в конце не смог сдержать слез.
  7. Михаил Чехов, «Путь актера. Жизнь и встречи».
    Моя настольная книга по актерскому мастерству. Там описаны методики, упражнения, тренинги, к которым я часто прибегаю. Очень полезная книга.
  8. Уильям Сароян, «Лучшие годы вашей жизни», «Эй, кто-нибудь!».
    По первой пьесе был спектакль, в котором я играл самую мерзкую роль — Билла. А по второй пьесе поставил свою дипломную работу.
  9. Александр Розенбаум, поэзия.
    Безумно люблю этого талантливого поэта и музыканта. Постоянно перечитываю стихи про жизнь, судьбу.
  10. Русские народные сказки.
    Их надо читать хотя бы потому, что больше нигде вы не встретите таких шикарных, колоритных персонажей. Порой мне кажется, что все гениальное из написанного родилось именно из этих сказок.

Влад Беляков

Источник: «Пензенская правда»