Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Ромео: двадцать лет спустя

«Пензенская правда» «Пензенская правда»
№ 53 (24488)
17 августа 2015

«Театр — коридор, ведущий к Богу», — уверен заслуженный артист РФ, актер театра и кино Анатолий Иванов

В этом сезоне он влился в труппу Пензенского драмтеатра и уже приступил к репетициям в спектакле по пьесе Александра Островского «Последняя жертва» — будет играть Лавра Мироновича Прибыткова.

Номер первый

Пензенские театралы со стажем помнят его в роли Ромео в постановке 1995 года режиссера Валерия Беляковича.

За чашкой чая в апартаментах драмтеатра Анатолий Николаевич вспоминает историю знакомства с нашим городом.

— В 90-х годах руководителя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича продюсер из Японии пригласил поставить «Ромео и Джульетту», — рассказывает он. — Тот согласился. В спектакле участвовали русские актеры (клан Монтекки), и японские (клан Капулетти). Я получил роль Ромео. Спектакль произвел фурор! Его признали лучшим театральным проектом года. В течение шести лет мы объездили с ним всю страну.

Потом Белякович поставил «Ромео и Джульетту» в Пензе. К сожалению, исполнитель главной роли уехал из Пензы, и заменять его предложили мне. Я ездил в Пензу на спектакль раз в месяц в течение года.

Направление — Юго-Запад

17 лет Анатолий Иванов проработал в Театре на Юго-Западе. Играл Гамлета, Брандахлыста в «Куклах», Актера в спектакле «На дне», Малькольма в «Макбете», Сципиона в «Калигуле».

— Впитал в себя всю космическую энергетику Беляковича, — улыбается Анатолий.

В 2005 году по версии газеты «Московский комсомолец» его признали лучшим актером сезона. Премию получал вместе с Олегом Табаковым. Иванов не только играл, но и ставил спектакли. В 90-х написал новогоднюю сказку «Космическое путешествие Алисы» и поставил по ней детский спектакль.

— Так потихоньку меня потянуло к режиссуре, — вспоминает Анатолий. — Интерес же к ней был заложен еще во время учебы в ГИТИСе. Людмила Касаткина — великая актриса — давала нам потрясающие мастер-классы, а Сергей Колосов ставил спектакли. Когда я учился на четвертом курсе, он вдруг заболел во время репетиций и наделил меня полномочиями режиссера.

Сокурсники вначале не приняли всерьез Иванова. Но Колосов был доволен его работой. В программке спектакля рядом с его прославленным именем стояло имя Анатолия Иванова.

На всю жизнь Иванов сохранил благоговение перед учителями. Особенно перед Людмилой Касаткиной, которую считает самой сексуальной актрисой мира: говорит, что достаточно вспомнить ее магический голос при озвучании Багиры в мультфильме «Маугли».

— Помню, как на курсе мы репетировали любовную сцену по пьесе Чехова, — вспоминает Анатолий. — Касаткина смотрела на нас и вдруг взорвалась, стала кричать: «Ну кто так любит?!». Взяла меня за холку и начала стучать по затылку, приговаривая: «Дыши, дыши глубже и говори: “Я вас люблю”. Не сиди, как тютя».

Проснулся знаменитым

Работа в легендарном театре, гастроли по всему миру — от Токио до Чикаго... Казалось бы, амбиции Иванова были удовлетворены. Но каждый актер мечтает о славе.

— Не верьте тому, кто говорит, что нет. Это лукавство, — уверяет Анатолий. — Хотелось, чтобы меня узнавали на улице, чтобы мое лицо украшало обложки журналов.

Он стал ходить на кастинги. Начал сниматься в сериалах (в послужном списке актера «Марш Турецкого», «Рублевка live», «Что сказал покойник», «Школа Этуалей», «Козленок в молоке»).

Однако слава пришла с неожиданной стороны — после съемок в рекламе известной торговой сети.

— В 2002 году мой агент предложил сняться в рекламном ролике бытовой техники, — вспоминает Анатолий. — Я согласился. Настроение в день съемок было паршивым, весь свой запал я и выдал на пробе. Меня отобрали среди 2 тысяч претендентов. Когда ролики стали крутить по телевизору, а мое лицо «засветилось» с билбордов на улицах Москвы, я проснулся знаменитым. Стали узнавать, брать автографы. Много денег, правда, не заработал. Тогда мы были наивными и не умели заявлять о своих притязаниях.

Поначалу такая слава пришлась актеру по душе. Его стали приглашать сниматься в рекламе других брендов, проводить свадьбы. Но... прошло время, Анатолий «наелся» своей известности досыта и решил, что пора менять образ жизни. Вот только от ведения свадеб не отказался — обожает это дело.

Из Москвы

Если чеховские сестры рвались в Москву, то Иванов, прожив в столице больше 20 лет, в 2007 году уехал в родной город. Друзья, коллеги называли его то сумасшедшим, то романтиком.

— В молодости мечтаешь о деньгах и славе, ближе к сорока хочется настоящего дела.

Волжский — город молодой, ему 61 год. Там есть все, кроме театра. Анатолий решил создать его на базе заброшенного кинотеатра «Родина». Заручился поддержкой друга — актера Вячеслава Гришечкина (известен по роли Берии в сериале «Охота на Берию») и приехал за советом к Людмиле Касаткиной.

— Она сказала мне: «Это благое дело, но ты пойми: чтобы стать режиссером, надо уйти из актерской профессии», — вспоминает Иванов. Чтобы поддержать своего ученика, она в 83 года приехала в Волжский и дала сольный концерт.

С нуля

Создавать с нуля театр нелегко. Иванов собрал школьников, ввел курс в Волгоградском институте культуры и искусств. За шесть сезонов поставил 14 спектаклей, среди них «Последняя женщина сеньора Хуана», «Дорогая Памела», «Ромео и Джульетта», «Буратино.RU».

— Мне всегда хотелось ставить спектакли, будоражащие душу, после которых зрители уходили бы, задумавшись, — рассказывает Анатолий. — Я люблю постановки, на которых зрители смеются, а в конце не могут сдержать горьких слез. Такой спектакль — «Памела, или Как пришить старушку» — я поставил для 70-летней актрисы Валентины Грачевой.

Покинув Волжский, чтобы вернуться к актерству, Иванов почти год отработал в Волгоградском театре НЭТ у Отара Джангишерашвили. А в этом году он принял приглашение от худрука нашего театра Сергея Казакова переехать в Пензу.

— Мне интересно вернуться к лицедейству, — поясняет Иванов. — Надо чуть-чуть отдохнуть от профессии режиссера. В Волжском я, правда, играл в спектаклях, которые ставил, но сейчас готов переключиться на другую стезю. Обещаю быть послушным актером, выполнять все задачи режиссера. Хотя не исключаю того, что поставлю и здесь спектакль.

Сегодня Анатолия Иванова мало интересуют слава, деньги. Он хочет заниматься творчеством, наслаждаться актерством, знакомиться с городом, где жил Всеволод Мейерхольд. Анатолий считает его своим учителем: учеником Мейерхольда был режиссер Борис Равенских, передавший знания Валерию Беляковичу, у которого в свою очередь учился Иванов...

СПРАВКА «ПП»

Анатолий Николаевич Иванов родился 15 августа 1961 года в г. Волжском Волгоградской области. В студенческие годы работал в Театре Советской Армии и Театре им. Н. В. Гоголя. Анатолий Иванов окончил актерский факультет ГИТИСа, курс народных артистов СССР Сергея Колосова и Людмилы Касаткиной. Первый опыт в кино получил после окончания института в 1984 году — сыграл радиста Клюева в фильме «Егорка». В 1998 году Иванов был принят в труппу Театра на Юго-Западе. Снимался в кино и сериалах.

Галина ИСАЙЧЕВА

Источник: «Пензенская правда»