Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

«LUDI-2013»: моноспектакли и читки «новой драмы» второго и третьего дней фестиваля

Орловский городской сайт InfoOrel.ru Орловский городской сайт InfoOrel.ru
20 июня 2013

Второй день фестиваля «LUDI» открылся постановкой Пензенского областного драматического театра им. А.В.Луначарского по пьесе «Оскар и Розовая Дама» в исполнении заслуженной артистки России Галины Репной. К слову, актриса за игру в этом моноспектакле удостоилась диплома «За лучшую женскую роль» на международном фестивале «Театральный дивертисмент» (Израиль). В постановке использован перевод текста Ирины Мягковой, которая на фестивале в Орле является членом судейской комиссии.

Для орловского зрителя видение произведения Эрика-Эммануила Шмитта творческим тандемом Галины Репной, Юрием Александровым (режиссер-постановщик) и Олегом Авдониным (художник-постановщик) было особенно важным. Ведь несколько лет назад в театре «Свободное пространство» играли своего «Оскара и Розовую Даму», а главную роль в нём исполняла любимая орловскими театралами Елена Крайняя.

Постановка «Оскара и Розовой дамы» для пензенского драмтеатра стала первым опытом создания моноспектакля. Оглядываясь на работы артистов на фестивале «LUDI» минувших конкурсных дней, можно с уверенностью отметить, что Галина Репная показала своебразный мастер-класс по актёрской игре. Наивная и мудрая, смешная и печальная, метафоричная и более чем реальная история умирающего от лейкемии мальчика, рассказанная актрисой в нескольких лицах (в её исполнении мы видим и Оскара, и его родителей, и лечащего врача Дюссельдорфа, и друзей по больнице, и, конечно, же саму Розовую Даму), стала максимально осязаемой, рельефной, обнажив и освежив в сознании зрителя важные вопросы об истинности и силе исцеления любви и веры, поиске себя, необходимости лишённого сора обид, ясного взгляда на жизнь и смерть.

Вместе с Оксаром и Розовой Дамой (его больничной сиделкой) мы проходим путь взросления мальчика в течение коротких 12 декабрьских дней, тех, что ему остались отписанными свыше. От безнадежности случившегося, через любовь к девочке и родителям, к физическому умиранию, но душевному исцелению за границами нашего земного бытия. Аскетичная декорация, письма мальчика Богу, несколько игрушек и актёрская пластика — инструменты, которые умело были использованы командой, создавшей этот спектакль. Орловский зритель такое мастерство оценил высоко — аплодисментами и увлажнёнными от слёз глазами.

В третий день фестиваля зритель увидел ещё один моноспектакль — «Аглаю», постановку «несуществующей главы» романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в исполнении актрисы Ольги Хоревой (творческая лаборатория Владимира Берзина, Московский театр «Школа драматического искусства»).

Исходный материал — первая часть цикла «...семь дней с идиотом...», придуманного драматургом Климом.«Печальный спектакль» выстроен просто и оригинально. Все 1,5 часа перед нами (а кто мы — зрители, попутчики, знакомые князя, люди из окружения семьи Епанчиных в тот период, когда Аглая Ивановна жила в России?..), пропуская поезда в станционном кафе, возвращаясь из психиатрической лечебницы от князя Мышкина, ведёт свой странный и нелинейно выстроенный рассказ-исповедь, воспоминание о том, что так и не сбылось в судьбе её, «звезды Аделаиды».

Временами кажется, что Ольга Хорева действительно могла знать и близко общаться с князем Мышкиным — настолько сильно погружена артистка в образ. Эта погружённость обусловлена ещё и самой формой подачи — Аглая произносит монолог, открывая бездну мыслей, не имеющих прежде выхода. Здесь и осознание потерянного счастья из-за Рая, обретённого не в конце, а в начале пути, и осмысление неясной и трагической привязанности (любви?), сложных отношений с князем, который «Иди-от». «Иди от чего?» — героиня расчленяет слова и фразы на отрезки (синтагмы, слоги), не являющиеся в языке общепринятыми. Синтаксис в духе оригинальных текстов Фёдора Михайловича Достоевского, в постановке усложнён за счёт специфической театральной речи (её темпа, интонаций, то связывающих огромные речевые фрагменты, преобразуя их в периоды, то разрывающие их в самом неожиданном месте), мастерское владение которой демонстрирует артистка.

Так же непросто прочитать и язык жестов, которыми изъясняется Аглая-Ольга Хорева. Руки артистки часто пребывают в нервической дрожи, они то строят воздушные преграды, то ломают их, то рисуют, то стирают (вот оно, «заламывание рук», состояние, описанное во многих текстах русской классики) пространство для выхода из сложившихся ситуаций. Хоревой удаётся передать целую гамму состояний своего персонажа, вплоть до иступлённого, когда наизнанку выворачиваются все душевные тревоги и страхи, когда срывается голос, а в глазах — ужас и боль. Как объяснить то, что невыразимо? Где повод, а где причина? Как пережить повторяющееся вновь и вновь предощущение того, что никогда не случится? «Аглая» — один из моноспектаклей, которые нужно внимательно просматривать и прослушивать, эпизод за эпизодом.

В рамках фестивальных дней вне конкурсной программы на малой сцене «Свободного пространства» также состоялись две читки «новодрамовских» пьес.

18 июня театр-студия «Млечный путь» представила орловскому театральному любителю пьесу «Черный альпинист» молодого московского драматурга Александра Крастошевского, который также оказался в тот день в числе зрителя. Наталья Жукова, руководитель студии, преподаватель кафедры режиссуры ОГИИК, постоянно обращается к «новой драме». Она и молодые актёры «Млечного пути» уже ставили читку пьесы по произведению драматурга А.Яблонской «Бермудский квадрат» на фестивале прошлого года. Руководителем студии было отсмотрено огромное количество пьес. Выбирать из современных драматургов сложно, по причине специфичности материала, его «сырости», а нередко и серости в идеях и способе их подачи в теле драматического произведения. Как отметил сам Александр Крастошевский, его пьеса была написана на основе пережитых им же эмоций, событий, происходивших в его личной жизни. Условный антураж пьесы — сложный подъём альпинистов на вершину горы, где каждая ошибка может стать роковой.

Наталья Жукова: «На эту пьесу Крастошевского мой выбор пал, потому что она пришлась мне по душе. Показалась интересной и приемлемой. Она понравилась и ребятам из студии».

По словам драматурга, в настоящий момент он не знает, о чем ещё может написать. Пока нет нужных слов, идей и эмоций для пьесы.

19 июня прошла читка пьесы современного литовского драматурга Лауры Синтии Черняускайте «Чувство близости» актёрами театра «Свободное пространство», поставленная его режиссёром и артистом Сергеем Пузыревым. Как и большинству «новых драм», этой присуща некая кинематографичность и клиповость, отсутствие как такового прямого линейного сюжета. Перед слушателем пьесы рисуются отдельные истории действующих лиц, выделить из которых главное — проблематично. К слову о том, что выбирать из современной драмы сложно. Материал пьесы не новый — год написания 2003. Сергея Пузырева, как режиссёра, интересовал, прежде всего, вопрос о возможности сценической постановки этой драмы, насколько это нужно зрителю и адекватно ли им будет восприниматься в условиях сцены театра. Проблемы и ситуации в пьесе поднимаются актуальные не только для театральных постановок, но и для нашей с вами жизни вообще — одиночество, поиск близкого человека, разъединенность людей, родных по крови.

На обсуждении читки возникли контр-мнения слушателей. В частности, коснулись и темы нужности/ненужности постановок пьес «новой драмы» на театральных подмостках, ведь их авторы нередко нечестно играют с режиссёрами и читателями, последние стремятся найти смысл там, где его и не было. Стоит ли отвечать на эту игру и какими должны быть правила игры? Что ж, возможно, «новой драме» нужны молодые режиссёры, способные её понять и разработать новые механизмы работы с ней.

Оксана Полуничева, Ирина Крахмалева

Источник: Орловский городской сайт InfoOrel.ru