Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

Его первый спектакль

«Страстной бульвар, 10» «Страстной бульвар, 10»
№ 5-155/2013
6 марта 2013

Столичная критика была отчасти права, когда с долей иронии отозвалась о постановках французской комедии «Ветер шумит в тополях». В самом деле, в пьесе Жеральда Сиблейраса сюжет едва тлеет, а время то и дело замирает, как, впрочем, и сама жизнь ее героев — трех стариков-ветеранов Первой мировой войны, прозябающих в приюте для престарелых.

Однако спектакль Пензенского театра иронии не вызывает. Это первый спектакль Андрея Шляпина (в ГИТИСе он учился режиссуре у Е. Каменьковича и Д. Крымова), а первый почти всегда с оттенком «личного», как правило «лирического», до иронии ему еще далеко.

Эта история кому-то покажется несвоевременно сентиментальной, что, впрочем, беда небольшая. Зритель сегодня порядком устал от жестких, сухих, «беспощадно правдивых» интонаций. В спектакле старый добрый французский шансон навевает сны о «парижских бульварах», и тут, пожалуй, можно помянуть об иронии, но лишь в той мере, в какой она вообще уместна при виде беспомощных стариков. Да, «приходит осень в скромном одеяньи, в демисезонном стареньком пальто», как заметил когда-то один поэт. И, естественно, спектакль полон воспоминаний.

То тут, то там в серой повседневности приюта вспыхивают цветные кадры юности, режиссер дает как бы «обратную перспективу», и возникают юные двойники героев. Вот они беззаботно играют в волейбол, а вот уходят на «ту войну». И уже трогается вагон (хотя нет никакого вагона), и новобранец успевает спрыгнуть с подножки (хотя нет никакой подножки), чтобы в последний раз обнять свое виденье в белом. Все убыстряется движение поезда (да нет, черт возьми, никакого поезда! — ай да режиссер!). Так возникает пространство прошлого. В спектакль входит объем.

Но дело не только в прошлом. Этих стариков, этих недовольных всем на свете ветеранов, оказывается, неудержимо тянет куда-то вдаль, на дальний холм, где ветер шумит в тополях, и где их, несомненно, ожидает совсем «другая жизнь». Химера, все это. Им никогда не одолеть ни водные, ни иные преграды на пути к тополям, как бы они ни вычерчивали свой маршрут на песке. Но пока еще ходят ноги, они будут спорить, суетиться, снаряжаться в дорогу и надеяться.

Это тревожное ожидание «чего-то» (кто-то из рецензентов верно помянул «В ожидании Годо» в этой связи) пронизывает спектакль от начала до конца и придает ему скрытую целеустремленность и движение. Скрытую, потому что «на первом плане» почти по-чеховски ничего собственно не происходит. Жизнь в приюте идет своей унылой чередой, каждый день по часам старикам суют в рот по градуснику (дело ведь происходит во Франции, — напоминает нам режиссер, — это только у нас принято держать градусник подмышкой). Из таких вот мелочей, кстати сказать, и складывается тот особый мир, который убеждает своей художественной достоверностью. Я уж не говорю про главное — «психологию» каждого из действующих лиц. Будь то Гюстав Сергея Дрожжилова, — самоуверенный, замкнутый и самолюбивый, ревниво оберегающий свое право на лидерство. Бесконечно внимательный и деликатный Рене Евгения Панова (это ему приходит в голову трезвая мысль, что путешествие к тополям — несбыточная мечта, не более). Или большой ребенок — Фернан Александра Куприянова, постоянно и совсем «не кстати» падающий в регулярные обмороки — все это «живые люди» с биографиями, со своими привычками, чудачествами и печалями.

Так что, не о старости этот спектакль, скорее о том, что пока маячат на горизонте какие-то там «тополя», и старики продолжают строить какие-то там свои «планы», — нить жизни все еще продолжается. Мысль конечно не новая, но в целом верная, и в известном смысле внушающая оптимизм.

И еще… Мы с особой охотой повторяем сегодня, что все у нас «не так» (часто, впрочем, вполне справедливо), что гастроли у нас кончились, что не едет молодая режиссура в провинцию, ну и т.д.… Между тем, гастроли, не такие «громоздкие» как прежде, вполне себе существуют, а что касается молодой режиссуры, то вот вам «свежий пример»: свой первый спектакль Андрей Шляпин поставил в провинции. Когда выйдет этот номер журнала, в Пензе состоится его вторая премьера — «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца.

Николай ЖЕГИН

Источник: «Страстной бульвар, 10»