Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра

«Я в этом фильме главный актер, я сценарист в нем и я режиссер»

«Улица Московская» «Улица Московская»
№ 06 (475)
22 февраля 2013

5 февраля в Пензенском драматическом театре состоялась премьера игры в двух действиях «Месье Амилькар».

У пьесы двойное название — «Месье Амилькар, или Человек, который платит».

Это история о том, как одинокий бухгалтер, некий Александр Амилькар, решается на удивительный эксперимент, и в один день он за бешеные деньги покупает себе жену, дочь и друга, чтобы те сыграли для него комедию чувств.

В спектакле всего шесть действующих лиц, нет проходных персонажей. Удобный состав, чтобы вывезти спектакль на фестиваль.

Художественный руководитель театра Сергей Казаков взял на себя главную роль Амилькара, его жена Альбина Смелова играет актрису Элеонору, молодые актеры Евгений Харитонов (художник Машу), Анна Арзямова (молодая девушка Вирджиния), Николай Шаповалов (друг Вирджинии Поло) и заслуженная артистка России Галина Репная (мать Элеоноры Мелия).

Материал выбран исключительно интересный, декорации переливаются огнями, больше напоминая цирковую арену или сцену для мюзикла. Особенно хороши костюмы.

Сразу видно, кто свободный художник, кто эпатажная девица, а кто — леди с превосходным вкусом: на героине Альбины Смеловой так прекрасно сидят и пеньюар, и синее платье в пол, и белое пальто.

Спектакль проиллюстрирован не только декорациями на сцене, но и экраном на заднем фоне. На нем высвечиваются то части комнаты, складывающиеся в общую картинку при появлении всех членов «семьи», то бесконечная карусель — бег по кругу от самого себя.

Сцена пестрит огнями, даже мотоцикл Поло подсвечен лампочками. Все это обещает скорее яркое и интересное зрелище, чем сложную работу ума и сердца.

Но! Мне всегда чего-то в супе не хватает. Что хотел сказать израильский режиссер современному пензенскому зрителю, взявшись за постановку этой пьесы?

На мой вкус, за ярким светом и праздничными декорациями потерялась человеческая трагедия одиночества и покупных чувств.

Зачем главный герой покупает себе семью? Случайно ли он встречает всех остальных героев, или это тщательно выверенный план. Почему Амилькар боится настоящих чувств и не принимает помощь Элеоноры, которая предлагает оплатить все его долги и жить счастливо?

На все эти вопросы я как зритель не нашла ответа, посмотрев спектакль.

Ответив на вопрос, кто такой каждый из героев, мы поймем внутренние мотивы его согласия на эксперимент. В этом смысле наиболее показательна мать Элеоноры. Автор пьесы, на мой взгляд, предлагает режиссеру самому решить, настоящая ли она мать Норы, гениальная актриса или выжившая из ума старуха. Но режиссер не помогает зрителю ответить на этот вопрос, оставляя все на откуп гениальной игре Галины Репной.

Из остальных, судя по увиденному, только Машу заинтересован именно деньгами. Элеонору и Вирджинию интригует сам факт огромной суммы, предлагаемой за лживые чувства. Женщине всегда интересна природа мужчины, его мотивы, и они обе по-своему начинают любить Александра Амилькара — как и полагается нормальным женщинам: не за, а вопреки.

Они находят в этой игре то, чего им недостает в реальной жизни. Только поэтому «труппа» не разваливается достаточно продолжительное время.

Спектаклю недостает, на мой вкус, динамики. В нем неясны поворотные моменты, события, оказывающие сильнейшее влияние на всех героев пьесы. Нет нарастающего накала чувств, ради которого забывается условность места и времени и остается только происходящее на сцене.

Поэтому вместо цельного спектакля производят впечатление лишь отдельные сцены, самая сильная из которых — контраст между радостью Александра Амилькара от признания «дочери», что ей не хочется выходить из роли, и депрессией от «предательства» художника, который грубо снимает с себя маску друга.

В гардеробе, как обычно, задаю вопрос случайным зрителям: «Как вам спектакль?»

Случайными оказываются две женщины лет пятидесяти. «Мы ничего не поняли, — честно отвечают они. — На шизофреников мы и в жизни можем посмотреть. Надо было идти на классику».

Почему главный герой показался зрителям больным шизофренией? Почему умудренные жизненным опытом женщины не почувствовали острой актуальности пьесы в наше время, где покупается и продается практически все? Может, потому что не разглядели они внутренней логики в его поступках.

Зачем Месье Амилькар всегда носит пистолет с собой, о чем он предупреждает Александра Машу в пьесе. Почему он говорит своей «жене» в конце первого действия: «Может быть, я уже мертв?»

И не значит ли все это, что попытка купить себе за большие деньги жену, дочь и друга — последний вздох, по существу, нищего и финансово, и духовно бухгалтера перед неизбежной расплатой.

Оксана СВЕТЛИЧНАЯ

Источник: «Улица Московская»