Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Сегодня, в четвертый день работы фестиваля «Маскерадъ», на суд жюри и зрителей были представлены сразу две сценические интерпретации поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон».
Московский театр на Юго-Западе сыграл на малой сцене драмтеатра очень психологичную и пронзительную версию «Демона». Это дебютная работа режиссера Наталии Бухальцевой, ученицы знаменитого Валерия Беляковича, который многократно сотрудничал с Пензенским драмтеатром. Постановки Беляковича любимы пензенской публикой, поэтому в малый зал пришло в полтора раза больше людей, чем он может вместить.
«Демон» театра на Юго-Западе, пожалуй, схож с гимном — гимном пламенной поэзии. То, как актеры (Фарид Тагиев, Любовь Ярлыкова, Елена Шестовская) проживают каждую стихотворную строку, поражает. События происходят так близко, что стирается грань реальности и игры. Максимальная приближенность актеров к зрителю не оставляет места фальши: перед нами искренние эмоции и глубокая пластика.
Демон в исполнении Фарида Тагиева буквально сошел с полотен Врубеля: актер сумел продемонстрировать всю сложность, противоречивость и трагизм лермонтовского Демона.
Лаконичная сценография не отвлекает внимание зрителей от актерской игры, акцент с внешних деталей смешается в сторону психологического содержания, а динамика и драматизм действия передаются с помощью звучащей речи, языка тела, музыкального и светового оформления.
Рязанский государственный областной театр кукол, единственный недраматический в программе фестиваля, удивил публику тем, что на сцене органично сосуществовали и взаимодействовали актеры и куклы. Куклы статичны, за исключением некоторых деталей, не имеют мимики, их глаза ничего не выражают. Но удивительно, насколько мощно артистам театра удается вдохнуть в куклы жизнь, и видишь — вот он, Демон, могущественный и многоликий. Актерско-кукольное действо полностью завладело всем пространством большой сцены.
Кроме того, очень важно сказать о бережном отношении к лермонтовской поэме. Текст прозвучал практически целиком, без купюр, и это, несомненно, дань почтения великому классику, отозвавшаяся в современности: в спектакле использованы мультимедийные технологии, что помогает зрителю окунуться в неподдельную мистическую атмосферу.
Несмотря на то, что оба спектакля поставлены на одной литературной основе, они очень разные и сходятся только в некоторых фактических моментах. Режиссеры Наталия Бухальцева и Елена Оленина вложили самостоятельные смыслы в свои постановки, вдумчиво трактуя Лермонтова. Тамара в спектакле театра на Юго-Западе — героиня с мощнейшим трагическим началом, что подтверждается в финале: она, даже с помощью божественной силы, не смогла вырваться из порочного круга. Тамара в трактовке рязанского театра, напротив, через искушение и грех очищает свою душу и удостаивается покоя. Каждый человек может решить, кто ему импонирует, чьи душевные искания трогают именно его сердце. Не это ли цель драматического искусства и «Маскерада»?