Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru
Сегодня вечером на большой сцене состоится юбилейный, 150-й показ комедии «Люкс № 13» по пьесе английского драматурга Рэя Куни.
Для спектакля, тем более в региональном театре, это — весьма серьёзный рубеж. В чём же причина долгожительства этой постановки?
93-летний сэр Рэймонд Джордж Альфред Куни, кавалер ордена Британской Империи за заслуги в области драматургии, лауреат театральной премии имени Лоуренса Оливье, попавший в свое время в Книгу рекордов Гиннесса как самый кассовый комедиограф XX — начала XXI веков, широко известен в нашей стране своими пьесами с лихо закрученным сюжетом и неподражаемым английским юмором. Конечно, многим его комедии могут показаться слишком несерьезными, откровенно коммерческими и даже фривольными — в том числе и «Люкс № 13» (в оригинале — «Out of order», т. е. «Не в порядке», «Неисправно»). Но при всем при том в российской провинции, кажется, нет ни одного театра, который бы его (как и другие пьесы Куни) чуть раньше или чуть позже не поставил. А главное, явление этой пьесы российскому народу произошло вовсе не в провинции, — еще в 2001 году по Москве прогремел спектакль «№ 13», поставленный Владимиром Машковым на сцене МХТ имени Чехова с Авангардом Леонтьевым и Евгением Мироновым в главных ролях, и гремел он десять лет подряд, потом сошел с репертуара, а одиннадцать лет назад, в 2014, постановку возобновили — с новыми исполнителями и под новым названием — «№ 13D», и все-таки, значит, что-то привлекает зрителей столиц и регионов к этой пикантной истории — а завязка истории, напомним, такова: помощник британского премьер-министра Ричард Уилли под предлогом ночного заседания правительства уединился в шикарном гостиничном номере с секретаршей лидера оппозиции и вдруг обнаружил там труп...
Что касается пензенской версии, то из всех постановок нынешнего репертуара у «Люкса», пожалуй, самая насыщенная биография: поставленный Еленой Бабаевой еще до обретения театром нового здания, в «послепожарные» времена, в июле 2009 года на временной сценической площадке, он — в новых декорациях и с обновленным актерским составом — в январе 2011 перекочевал на новую большую сцену, где все эти годы оставался одним из самых кассовых спектаклей; а еще именно он стал первым спектаклем, с которым Пензенский драматический отправился за рубеж — в феврале 2011 года уморительную комедию положений увидели зрители четырех городов Израиля.
Без малого восемь лет подряд, вплоть до февраля 2017 года, эту совершенно невероятную детективную историю бессменно разыгрывали на сцене заслуженный (ныне народный) артист России Сергей Казаков (Джордж Пигден, помощник депутата Ричарда Уилли), заслуженный артист России Олег Зеленченко (Официант), Ольга Белякова (Горничная), Павел Тачков (Ронни, муж секретарши Джейн), заслуженная артистка России Альбина Смелова (Памела, жена депутата Уилли), Лидия Стаханова (сиделка Глэдис). Исполнители же других ролей не раз менялись: роль депутата Ричарда Уилли вначале играл Антон Хатеев, затем его сменил заслуженный артист России Василий Конопатин, а в 2016 году на эту роль ввелся Сергей Пахомов; секретаршу Джейн Уорзингтон на премьерных показах играла Марина Матвевнина, а потом в течение нескольких лет — Юлия Кузьмина; в роли Управляющего отелем зрители вначале увидели Василия Конопатина, а на новой сцене — Евгения Панова; наконец, в роли Детектива некоторое время чередовались друг с другом Игорь Серебряный и Александр Куприянов, а с октября 2016-го эту роль стал исполнять Артём Самохин.
В апреле 2018 года «Люкс» подвергся перезагрузке: в новой редакции спектакля, возобновленного под руководством худрука Сергея Казакова, актерский состав обновился на 80 процентов. Сергей Пахомов по-прежнему играл депутата Ричарда Уилли, а Артём Самохин — Детектива. На роль помощника депутата, недотепы Джорджа Пигдена ввёлся Артём Тихомиров; на роль Джейн Уорзингтон, секретарши лидера оппозиции — Наталья Тихомирова; на роль Управляющего отелем — Николай Потапов (а позже на эту же роль вернулся «в очередь» Евгений Панов); пройдоху-Официанта стал играть Николай Шаповалов, Горничную — Яна Дубровина (впрочем, Ольга Белякова тоже вернулась на свою роль «в очередь» с Яной), Ронни, мужа Джейн — Артём Давыдов, Памелу, супругу Ричарда — Елена Павлова, а сиделку Глэдис — Елена Ушкина.
И еще несколько перемен произошло за последние несколько лет: в январе 2022 на роль Детектива ввёлся Илья Кочетков, а с января 2023 сиделку Глэдис Фостер играет Ольга Панина.
А на прошлом показе спектакля — ровно две недели назад, 17 мая — произошло очередное обновление: помощника премьер-министра, депутата британского парламента Ричарда Уилли впервые сыграл Илья Кочетков, который стал четвёртым исполнителем этой роли, а в роли Детектива вместо него теперь — Роман Романьков (уже пятый актёр, начиная с 2009 года).
В сегодняшнем юбилейном спектакле на сцену выйдут Илья Кочетков (Уилли), Артём Тихомиров (Пигден), Наталья Тихомирова (Джейн), заслуженный работник культуры Пензенской области Евгений Панов (Управляющий), Николай Шаповалов (Официант), Артём Давыдов (Ронни), Елена Павлова (Памела), Ольга Панина (Глэдис), Роман Романьков (Детектив).
В роли Горничной зрители увидят Ольгу Белякову — единственную из нынешнего состава спектакля, кто играл свою роль ещё на премьере 2 июля 2009 года и на последующих показах.
Начало спектакля сегодня — в 18:00. Билеты продаются в кассе театра и онлайн:
https://pnz.kassir.ru/frame/entry/index?key=cf85216d-5d63-f3d3-db6e-d9ed7ee73163&type=E&id=3408730
А следующий показ «Люкса», уже 151-й по счету (и заключительный в нынешнем сезоне) — 18 июня в 18:30. Билеты можно приобрести в кассе и онлайн по адресу:
https://pnz.kassir.ru/frame/entry/index?key=cf85216d-5d63-f3d3-db6e-d9ed7ee73163&type=E&id=3464731.
«Люкс № 13», как и все пьесы Куни — по меткому определению критика Александра Соколянского, «химически чистые комедии положений», — нисколько не претендует на философскую глубину и мощные художественные обобщения. Но в репертуаре просто обязаны быть постановки, на которые зрители идут просто отдохнуть и посмеяться. Это тот редкий случай, когда хорошее настроение можно без труда приобрести за деньги — и совсем небольшие («смешные деньги», «Funny money», как называется еще одна комедия Р. Куни...).