Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
31 октября 2019

Фестиваль «МаскерадЪ»: день седьмой. Пензенский ТЮЗ. «Гроза»

30 октября Пензенский театр юного зрителя представил на фестивале свою версию «Грозы» Александра Николаевича Островского. Эта пьеса стала одним из наиболее важных спектаклей в творческой жизни Мейерхольда. Своей задачей режиссер поставил возвращение Островского к поэзии, избегая привычной обытовленности. Мейерхольд создал на сцене свое «царство берендеев», праздник сказки жизни. «Гроза» в таком исполнении пользовалась колоссальным успехом у зрителей.

«Гроза» ТЮЗа — это драма за кованой решеткой. Сцена открывается исполнением духовного стиха «Грешный человече» хором всех персонажей, герои трагически протягивают сквозь прутья руки к зрителям. За тонкой решеткой (иногда она своей таинственной ажурностью переносит действие как будто в сказку) — красивая тюрьма и как будто бы ладная жизнь (постановка и оформление художественного руководителя ТЮЗа Владимира Карпова). Но Кабаниха (Ирина Дрожжилова) — женщина с мягкими чертами лица и вкрадчивыми интонациями (совсем не каноническая трактовка образа) — говорит страшнейшие вещи и приучает к укладу жизни, который строится на насилии и не предполагает никакой любви. Скорее даже мешает. Молодые в купеческом доме устраиваются кое-как, стараясь не перечить матери. Варвара (Мария Путютина) — веселая хохотушка, которая смело ведет себя со своим женихом Кудряшом (Вячеслав Копенкин). Варя нежно любит брата — Тихона (Егор Васильев), по-сестрински нежно целует в макушку и хулигански треплет ему волосы, провожая в Москву. Тихон счастлив возможности уехать из родной «тюрьмы». Он, выполнив все наказы матери (оставить приказ жене, дать поклон в ноги матери, принять поклон от Катерины), радостно, вприпрыжку как мальчишка-школьник, убегает. Катерина (Екатерина Гузеева) то поддается напору радости Варвары и вскакивает на скамейку, увлеченная собственной фантазией о людях-птицах, то мрачнеет и в панике мечется по сцене, понимая, что греховные мысли овладевают ею все решительнее. Сцена с ключом, когда Катерина признает в себе желание поддаться искушению судьбы, решена довольно прямо: в красном свете актриса яростно читает монолог в то время, как за спиной возникают две фигуры — в белом и черном одеяниях.

Гроза настигла героев яркими пульсирующими вспышками ослепительного света. Дождь — огромное полупрозрачное зеленовато-голубое полотно, которое сорвал Тихон, когда Катерина призналась в своей неверности. Он переполнен жалостью к несчастной жене, которая сгорает от греха, и называет это любовью. Любовь Катерины и Бориса (Дмитрий Ширин) тоже напоминает школьное нежное чувство. Конечно, такая любовь едва ли может стать предпосылкой к трагическому финалу, поэтому сцена самоубийства Катерины решена довольно условно — это трио молодых героев, которые исполняют общую песню с мольбой о помощи и просьбой протянуть руку.

Вероника Ерофеева,
Евгения Ноздрачева,
студентки 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская А. В. Бартошевича и В. Ю. Силюнаса)


Единого мнения среди критиков не возникло: каждый поделился своей точкой зрения и рассказал о личной симпатии по отношению к спектаклю.

«Большое уважение вызывает ваш спектакль тем, что в нём, действительно, нет модничанья и есть стремление внятно построить отношения. Видно, что каждый актёр осознаёт, что делает, и свою линию ведёт», — начинает диалог с артистами Евгений Авраменко. «Я шёл за вами, за вашим спектаклем, когда видел эти меж человеческие отношения... Правда, что в это в этом спектакле нет проходных ролей. Даже Глаша в этом спектакле видна. По-моему, она как раз там представитель» тёмной массы«, вот этого «тёмного царства». Тёмного — не в смысле злого, а в смысле непросвещённого, которое, как вода, — какая форма будет, такую и примет. Это здорово сделано. Да, она слушает Феклушу, и, когда она безумствует на воротах, Глаша повторяет потом это. Мы видим, как поведение этой страницы дошло до масс«.

Сложно не оставить без комментария и главную героиню — Катерину, роль которой исполнила Екатерина Гузеева. «Мне очень понравилась Катерина», — делится мнением Валентина Фёдорова. «В ней был какой-то внутренний стержень, энергия, ритмичность. Она у вас не страдалица». Действительно, чтобы уйти ночью и броситься на шею мужчине — нужна сила и определённое мужество. «Она другая, в ней нет суеты», — продолжает Валентина Борисовна. «Хорошая, глубокая роль у Катерины. И то, как она прощается с Борисом, для меня, было убедительным, потому что её попытка броситься на шею, а потом, когда она уходит как-то в себя, как-то так улыбается. Борис в это время не понимает, что она не просто успокоилась, а это был покой перед последним шагом. И ему это нравится, ну, как всем мужчинам: с ней разобрались, поехали дальше. А мы тем временем понимаем, что что-то ёкнуло в Катерине — и это очень интересно».

Комментирует Евгений Авраменко и взаимоотношения Катерины и Варвары: «Подкупает то, что она, действительно, сострадает Катерине. Мы часто видим варварскую Варвару, а здесь я почувствовал, что она хочет ей помочь».

Анна Зорькина,
студентка кафедры журналистики
Пензенского государственного университета

Фото © Дмитрий Журкин