Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
29 октября 2019

Фестиваль «МаскерадЪ»: день шестой. Саратовский театр драмы. «Живой труп»

Пенза и Саратов дружат уже много лет: многие актеры получали актерское образование в Саратове, а некоторые даже делали свои первые шаги в профессии именно там.

29 октября Саратовский государственный академический театр имени И. А. Слонова показал на фестивале «МаскерадЪ» свою версию пьесы Льва Николаевича Толстого «Живой труп» в режиссуре Марины Глуховской.

Перед началом спектакля художественный руководитель Пензенского драмтеатра, заслуженный артист России Сергей Казаков по традиции вручил худруку Саратовского театра драмы, народному артисту России Григорию Аредакову диплом участника и серебряную маску.

Раздвижная декорация, напоминающая обшивку товарняка, отсекает авансцену и тем самым выполняет функцию занавеса в спектакле. Панели раздвигаются, и за ними обнаруживается то дом семейства Протасовых, то цыганский табор. Все интерьеры так или иначе напоминают купе поезда — главный образ спектакля. Кочевая неприкаянность слышится и в цыганских песнях, которые то и дело отбивают сцены спектакля. Некоторые романсы исполняют и сами актеры.

Цыганка Маша (Зоя Юдина) — статная, грациозная, молодая женщина. Она необъяснимо, «как кошка», влюблена в Федора Протасова (Виктор Мамонов), который достиг дна собственной жизни. Федор гибнет в пороках. Он растерян и пытается забыться в пьянстве, но при этом трезвее всех смотрит на жизнь. Лиза — жена Феди (Татьяна Родионова) — измучена неладной супружеской жизнью, но нет никакого сомнения в ее привязанности к мужу. Крик облегчения вырвался из груди, когда почти в финале она увидела живым своего первого супруга. Второй ее муж — Каренин (Александр Каспаров) — отвернулся, не в силах вынести эту драматическую встречу.

Несколько второстепенных ролей в спектакле вызывают особенный интерес и приковывают внимание. Например, поэт-анархист (Максим Локтионов) выбрасывал каждую реплику в зал, вбивая смысл каждого слова как гвоздь. Мать Маши (Тамара Джураева) — образ волевой цыганской женщины, которая одновременно заботится о благополучии дочери, но и считает важным «продать» ее как можно более выгодно. Ее четкая и при этом плавная пластика движений внушают уверенность в силе и твердости ее характера.

Валерий Малинин исполнил роль жуткого следователя Мыльникова, который становится палачом главных героев. Только в его речи есть открытые шутки, которые слышатся особенно ужасающими в циничной речи слуги закона и смешат исключительно их же автора.

Важный прием, который использовала режиссер в своей постановке, — сцены на перроне. В эти моменты декорация полностью закрыта, и перед товарняком то происходят какие-то страшные вещи: сцены насилия или грабежа, то кто-то просто проходит мимо.

Особенно важно отметить смелость режиссера Марины Глуховской, которая рискнула взяться за непростой текст Толстого в сочетании с повестью его сына и создать собственный финал, созвучный философии Толстого: в нем нет спасителя, но есть великое страдание.

Евгения Ноздрачева,
студентка 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская В. Ю. Силюнаса и А. В. Бартошевича)

Фото © Дмитрий Журкин