Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
26 октября 2019

Фестиваль «МаскерадЪ»: день третий. Творческая лаборатория «За Мейерхольдом». Часть 1

Важным событием фестиваля «МаскерадЪ» стали показы режиссерских отрывков творческой лаборатории «За Мейерхольдом». В ней приняли участие четверо студентов режиссерского факультета ГИТИС (мастерские И. Л. Райхельгауза и А. В. Галибина — И. В. Яцко). Начинающим режиссерам был предложен на выбор список пьес, к постановкам которых обращался в своем творчестве Мейерхольд.

Эскизами спектаклей стали: «Список благодеяний» Ю. Олеши, «Клоп» и «Баня» В. Маяковского и «Балаганчик» А. Блока. В отрывках были заняты актеры Пензенского драматического театра, а также студенты Пензенского колледжа искусств. Показы прошли в два дня — 26 и 27 октября — и состоялись на малой сцене театра. Важная роль в эти дни была отведена зрителям (на показы бесплатно мог прийти любой желающий) — от их мнения (остроумная идея тайного голосования с цитатами самого Мейерхольда) во многом зависит, превратятся ли режиссерские эскизы в полноценные спектакли.

Пьеса Ю. Олеши «Список благодеяний», написанная в 1930, сейчас мало кому известна, хотя в постановке Мейерхольда давала полные сборы. Критическое отношение Олеши к советской действительности (в дневнике главной героини два списка: список преступлений советской власти против личности и список ее благодеяний — «две половины одной совести») может прозвучать очень актуально в наше непростое политическое время.

Режиссер Алина Кушим в своем отрывке, показанном 26 октября, сосредоточилась на личности художника, окруженного пошлым миром, занятым только склоками из-за ворованных яблок и не замечающим рядом с собой таланта. Актриса Елена Гончарова (Анна Арзямова) появляется на сцене после исполнения роли Гамлета (очень точно переданный образ женщины Серебряного века). Интересно решена сцена диспута с публикой после спектакля: вместо ответа на записки, как это происходит в пьесе, — живой диалог с аудиторией в формате современного ток-шоу, актеры, играющие зрителей, говорят прямо из зала, так что настоящие зрители порой удивляются, что сидели, оказывается, с участниками спектакля (надо отметить, что прием «действия из зала» использовался во всех четырех отрывках).

Героиня Анны Арзямовой резко противопоставлена другим персонажам — будь то публика, пришедшая на ее спектакль (говорит с ней отстраненно, сквозь неразрушенную четвертую стену, через холодный взгляд, устремленный в недоступную простым людям даль), или сатирически изображенные соседи актрисы по коммуналке, приземленные советские обыватели, считающие, что «артисты — это подлейшая форма паразитизма», те самые «кто был никем — тот станет всем». Разговор с ними презрительный и насмешливый, и тоже сквозь «четвертую стену» — «сквозь туман путешествий я не слышу вашего голоса».

Эскиз Алины Кушим, выполненный всего за два дня, — это серьезная заявка на камерную психологическую драму, которая могла бы украсить собой профессиональную сцену.

Вероника Ерофеева,
студентка 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская В. Ю. Силюнаса и А. В. Бартошевича)


26 октября на малой сцене Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского началась творческая лаборатория «За Мейерхольдом» с участием студентов режиссёрского факультета Российского института театрального искусства — ГИТИС. Две сцены из пьесы «Список благодеяний» Юрия Олеши были исполнены Анной Арзямовой, актёром Пензенского ТЮЗа Денисом Рогожниковым, Юлией Кузьминой, Яной Дубровиной, Максимом Полянским, Юрием Землянским, Сергеем Пахомовым и студентом театрального отделения Пензенского колледжа искусств Александром Назаренко. В роли режиссёра эскиза по пьесе выступила Алина Кушим.

В первой сцене главная героиня — актриса Гончарова предстала в образе Гамлета. По мнению режиссера, девушке нужна определённая смелость, чтобы предстать перед публикой в образе, не свойственном женской природе. Сама актриса демонстрирует свои сильные стороны, которые позволяют ей оставаться свободной как от общества, так по отношению к самой себе. Вторая сцена показывает зрителю реалии жизни Гончаровой, её бытовую коммунальную жизнь. Героиня устала от беззаконья в стране, её гложет пребывание в России, поэтому она стремиться уехать во Францию. Актриса готова расстаться со всем, что есть в её жизни, чтобы обрести желанную свободу от нежеланных устоев.

После показа эскиза было проведено неформальное обсуждение представленной постановки. Алина Кушим — режиссёр сцен пьесы — ознакомилась с комментариями со стороны жюри и ответила на интересующие вопросы.

«Я выбрала Олешу, потому что меня зацепила фраза: “В эпоху быстрых темпов художник должен думать медленно”. При прочтении во мне зажглась искра с моментом», — именно этим руководствовалась режиссёр при выборе произведения. Главной целью Алины было показать, как могут быть схожи некоторые вопросы советского времени с настоящим: «В сегодняшнем дне мы ощущаем тоже самое».

Действительно, многие жизненные ситуации двадцать первого века находят отражение и в эпохе тридцатых годов. По мнению членов жюри и самого режиссёра, пьеса «Список благодеяний» была и будет актуальной. «Вернуть Олешу в обиход — это достижение», — комментирует Валентина Борисовна Федорова — театральный критик, член редакционного совета журнала «Современная драматургия», главный редактор газеты «Вахтанговец», заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. «Невероятно было бы интересно эту пьесу поставить. Мы же совсем практически не знаем Олешу-драматурга».

Анна Зорькина,
студентка кафедры журналистики
Пензенского государственного университета

Фото © Дмитрий Журкин