Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
28 октября 2019

Фестиваль «МаскерадЪ»: день пятый. Пензенский драмтеатр. «Свадьба Кречинского»

В пятый день «Маскерада» на сцене представил свою «Свадьбу Кречинского» хозяин фестиваля — Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского.

К пьесе Сухово-Кобылина Мейерхольд обращался дважды. Первая постановка в 1917 году была спектаклем по всей трилогии автора и прошла почти незамеченной прессой, так как оказалась сконцентрированной на Владимире Давыдове, который к моменту постановки играл Расплюева 35 лет и не собирался менять рисунок уже сложившейся роли. Спустя 16 лет Мейерхольд, будучи уже советским режиссером, снова обратился к тексту Сухово-Кобылина, и эта версия прочтения была ведома идеей «трагедии денег». Мейерхольд позволил своей фантазии выдумать Кречинского — главаря банды, в подчинении у которого был не один Расплюев, а целых семеро сообщников.

Премьера спектакля по Сухово-Кобылину прошла в Пензе совсем недавно — в апреле прошлого сезона. Однако за это недолгое время постановка уже набрала силу и мощь. Главный образ спектакля (сценография Марины Смельчаковой) — огромный трехметровый колокол-набат, символизирующий отношение судьбы к Кречинскому (заслуженный артист России Сергей Казаков). Колокол поднимался вверх и торжественно возвышался над героями, когда судьба была благосклонна к Кречинскому. В моменты, когда Кречинский утрачивал контроль над ситуацией, упускал ее из своих цепких рук, и казалось, что вот-вот все «сорвется», колокол грозно спускался вниз, почти накрывая персонажей. Помимо грозного гиганта, сцена оформлена несколькими десятками колоколов более скромных масштабов. То и дело действие прерывал их раскатистый перезвон (музыкальное оформление Валерия Куликова). Темп спектакля задан также забавными танцевальными композициями. Под мотив задорной польки Кречинский в первый раз обратил на себя внимание Лидочки (Юлия Кузнецова) и привлек своей инакостью. Его пластика совсем другая — он грациозно двигался на цыпочках, совсем не вписывался в привычные и, наверное, уже порядком наскучившие девушке фигуры танца. Лидочка, будто бы уловив и осознав подвох очарования отрицательным обаянием героя, так и не смогла разобраться, что она по-настоящему чувствовала к Кречинскому.

В доме Муромских — крик и шум. Петр Константинович (Сергей Дрожжилов) взбешен беспорядком и новым укладом жизни в собственном доме. Атуева (Вера Дупенко) прививает своей племяннице «современное» воспитание, которое позволит ей удачно выйти замуж. «Удачно» — понятие мерцающее. Муромский считает, что Лидочка должна стать женой Нелькина (Илья Кочетков) — скромного, крайне нерешительного и даже дикого, вовсе незнакомого со «светом» помещика. Однако в финале этот застенчивый молодой человек оказывается почти сумасшедшим Чацким на балу, который обвиняется Кречинского в подлости. Но Кречинский хитрее и удачливее, хотя колокол то и дело запугивает его. Он сам вершит свою судьбу.

Расплюев (Николай Шаповалов) — суетливый молодой человек, который даже после драки выглядит щеголем в своем вызывающе нарядном костюме «с иголочки». Отдельно прекрасна сцена, когда он по поручению Кречинского доставляет письмо Лидочке. На его пути постоянно возникают горожане. Иван Антонович то и дело спотыкается, цепляется за зонтики встречных дам, чуть было не попадает под колеса повозки и вообще только каким-то чудом завершает свой путь на пороге дома Муромских.

Важно отметить, что в спектакле вовсе нет «проходных» ролей. В «Свадьбе Кречинского» в постановке Алексея Зыкова важен каждый персонаж, потому так интересна игра Тишки (Артем Тихомиров), который оказывается «над» всей историей и постоянно фиксирует все происходящее в своей маленький блокнотик. Именно поэтому швейцару вовсе неинтересна Атуева, которая настойчиво пытается его соблазнить, у него есть свое «задание». Атуева страстно ищет любви и верит в нее. Анна Антоновна искренне рада женскому счастью племянницы, за которую сосватался такой видный мужчина как Кречинский.

Еще одна небольшая, но значительная сцена — оценка дома купцом Щебневым (Артем Давыдов). Он знает свое дело: хладнокровно оглядывает дом и быстро понимает положение дел Кречинского, тихим и настойчивым тоном, в котором, кажется, вот-вот зазвенит металл, объявляет сокрушительное для Кречинского решение.

В финале также тихо и значительно прозвучали слова Кречинского: «Устал. Кажется, в первый раз устал». Но даже утомленный Кречинский выходит из воды сухим — не зря же он обаял Лидочку. Именно она и придет на помощь, когда колокол судьбы «сорвался», но все-таки так и не накрыл Кречинского.

Евгения Ноздрачева,
студентка 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская В. Ю. Силюнаса и А. В. Бартошевича).


Сегодняшнее видение пьесы «Свадьба Кречинского» члены жюри комментируют по-разному. Приятно, что каждый отметил выделяющиеся моменты и правильно расставленные акценты.

«Текст берёт за живое, эмоции берут за живое», — начинает делиться впечатлениями Валентина Фёдорова. «Ценна роль Кречинского, потому что Сергей Владимирович — очень хороший, характерный актёр. Мощный, весёлый, разнообразный, напоминает мне многих ярких моих современников. Вот такой актёр-игрун. И он купается в этой стихии игры, она для него всё. И поэтому то, что он выходит на авансцену прямо к рампе; то, что он берёт в союзники зрителя, а он берёт зал... то, что у него без конца скачет вот эта его ситуация; то, что он нахально играет для всех: для персонажей, для всех людей, которых обманывает; и чуть подмигивает залу: “Да, я это могу!” и делает это уверенно, блестяще».

Беседу продолжает и Елена Солнцева: «Мне кажется, большим достоинством является то, что вам удалось захватить фабулой внимание зрительного зала. Фабула работает, она в конце концов включается и к финалу спектакль начинает полностью подчинять себе зрительный зал, вызывать какое-то волнение и интерес».

Не остаётся без внимания критиков и актёрский состав, который поистине можно назвать профессиональным и сплочённым. «Какая хорошая труппа. Я с большим наслаждением смотрел, прежде всего, на вашу труппу», — не скрывает удовлетворения Евгений Авраменко. «В спектакле нет ни одной проходной роли. Актёры работают, точно следуют тому рисунку, который им дал режиссёр».

«Я увидела впервые спектакль “Свадьба Кречинского”, где все герои в привычных амплуа или закреплённых за ними концепциями, были совершенно по-новому решены. Потому что Атуева — это обычно какая-то возрастная актриса, практически комическая старуха. В вашей Атуевой я увидела женщину в самом расцвете, которая безумно хочет любви... она рада обманываться, когда Кречинский преподносит ей букет... это героиня, которая ожидает любовь, но так и не встречает её», — интересно следить за мыслью Аллы Шевелёвой, которая обращена к режиссёру и артистам. «Лидочка — вот уж тоже всегда самая скучная роль. Да, “голубая героиня”, какая-то дурочка, пешка в этой круговерти, персонаж, который совершенно лишён каких-либо чувств, эмоций, интересов. В вашем спектакле я впервые увидела Лидочку, у которой есть свой какой-то совершенно другой второй план, совершенно другая внутренняя мотивировка».

Анна Зорькина,
студентка кафедры журналистики
Пензенского государственного университета

Фото © Андрей Новокшонов (портал «Пенза-Онлайн»)