Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
26 октября 2019

Фестиваль «МаскерадЪ»: день третий. ТЮЗ города Заречного. «Маскарад»

Небольшой Театр юного зрителя из города Заречного, несмотря на свой «малый рост, малый рост», привез на «МаскерадЪ» адаптированную версию одноименной фестивалю пьесы Михаила Юрьевича Лермонтова. Прекрасно, что фестиваль оказался поводом встречи маленького театра закрытого города с большим залом. «Маскарад» — текст знаковый и для русской литературы, и для русского театра, и особенно для творчества Мейерхольда: его спектакль до сих пор считается эталонным воплощением драмы. Однако молодые режиссеры снова и снова обращаются к бессмертному тексту, находя в нем что-то свое.

Мир камерного «Маскарада» в режиссуре Натальи Кучишкиной — загадочный танец призраков-масок, который сразу же наполнил зал настроением венецианского карнавала — мрачного, но притягательного. Скромными средствами театр создает на сцене таинственную атмосферу. Все действие сконцентрировано в небольшом пространстве, обозначенном кольцом ширмы. Арбенин (Владимир Кшуманев), раздираемый пороками и страстями, появился в образе демонического кукловода. Повинуясь резким движениям его рук, куклы-марионетки (они же участники маскарада) исполняют нехитрый, но жуткий танец. Пластика Арбенина пугает нечеловеческим гротеском, в движениях — жестокая решимость человека, давшего себе право вершить чужие судьбы. Силуэты карт, отбрасывающие тени на ширму, прорисовали в образе Арбенина черты игрока, одержимого богоборческой идеей власти над судьбой.

Призрак человечности проскальзывает на лице Евгения в момент искренней растерянности. Допустив порочность безвинной жены, он попал в собственную ловушку: его мнительность привела к катастрофе, к убийству милой Нины (Татьяна Иванова) — его ангела. Нина — прелестная и легкая девушка, которая то светло улыбалась и старалась развеселить хмурого супруга, то вдруг строго и даже раздраженно давала отпор нахальному ухажеру-Звездичу (Сергей Скворцов). Воспаленное воображение Арбенина нарисовало историю кошмарной измены и погубило всех.

Финальный танец убийцы и его уже бездыханной жены ужасает упрямством Арбенина, который пытался заставить свою очередную марионетку повиноваться, подбрасывая ее в движениях своего жуткого танца. Но Нина не смогла стать куклой — так много живой жизни теплилось в ней до последнего вздоха.

Так, герой трагически сгорает в красном свете огня собственной ярости и проклятья последних слов Нины.

Вероника Ерофеева,
Евгения Ноздрачева,
студентки 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская В. Ю. Силюнаса и А. В. Бартошевича)


Третий день фестиваля «МаскерадЪ» радует гостей спектаклем на большой сцене Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского. Театр юного зрителя города Заречного познакомил присутствующих с фантазией в одном действии по одноимённой драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», к которому при жизни обращался наш земляк Всеволод Мейерхольд.

Перед началом показа художественный руководитель Пензенского драмтеатра, заслуженный артист России Сергей Владимирович Казаков по традиции вручил художественному руководителю театра юного зрителя г. Заречного, заслуженному деятелю культуры РФ Виктору Николаевичу Боярову диплом участника и главный приз фестиваля — серебряную маску. «Всё, что происходит на сцене — это мощно, это ново, это новая эпоха! Поэтому фестиваль посвящён именно Мейерхольду!»

По окончании спектакля состоялось обсуждение, в ходе которого члены жюри прокомментировали работу режиссёров и актёров. Пьеса «Маскарад» — достаточно сложна, не каждому удаётся полно представить на сцене нарисованную картину.

«Замечательно, что обратились к “Маскараду”. Замечательно, что люди в принципе узнают, что есть “Маскарад”, есть эта история», — делится своим мнением Валентина Федорова.

«Эта пьеса — высокая планка, и то, что ваш театр взялся за этот спектакль и постарался честно её сыграть — за это честь и хвала», — нельзя не согласиться с мнением Аллы Шевелёвой, ведь задача каждого режиссёра — показать зрителю всю искренность и неподдельность чувств актёров через спектр эмоций героев.

Не обошлось и без приятного комментария со стороны Евгения Авраменко: «Меня подкупила какая-то простота, с которой режиссёры и актёры не побоялись выйти к зрителю. Вот при всём том, что в нём, действительно, много чего сочинено, отсутствие модниченья и отсутствие желания закрыться какими-то примочками, какими-то украшениями. Меня это подкупило».

«Я вас поздравляю с отвагой. Небольшой театр, небольшая труппа, но вы работаете, вы отважно работаете. И берите, любую пьесу берите, которая вам понравилась и ставьте её», — долгожданная похвала от председателя жюри Николая Жегина никого не может оставить равнодушным. «Поздравляю вас с участием в этом фестивале. Поздравляю вас за попытку вспомнить о великом имени Мейерхольда».

Анна Зорькина,
студентка кафедры журналистики
Пензенского государственного университета

Фото © Дмитрий Журкин