Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
25 октября 2019

Фестиваль «МаскерадЪ»: день второй. Ульяновский драмтеатр. «Ревизор»

Второй день фестиваля «МаскерадЪ» ознаменовался прошлогодней премьерой Ульяновского театра драмы имени И. А. Гончарова — «Ревизором». Пьеса Гоголя — безумно смешная, но и пугающая одновременно — никогда не теряла своей актуальности в России, а со временем, как кажется, все больше и больше рифмуется с сегодняшним днем. Резонансный спектакль Мейерхольда 1926 года по праву считается одной из самых значительных постановок режиссера.

Перед началом спектакля художественный руководитель фестиваля Сергей Казаков по традиции вручил гостям диплом участника и серебряную маску, а директор Ульяновского театра Наталья Никонорова, в свою очередь, подарила худруку привезенную с родины Ильича фирменную «ленинскую» кепочку с надписью «Верной дорогой идете, товарищи!».

Спектакль Олега Липовецкого с первой минуты захватил весь зрительный зал — в прямом и переносном смысле. Частые зрители «Ревизора» — школьники, и показ на фестивале не стал исключением: зал был полон молодых лиц. Действие началось внезапно: в проходе между рядами при полностью включенном освещении появились люди, одетые в одинаковые светлые, ничем не примечательные костюмы, — то ли мелкие чиновники, то ли представители офисного планктона. Страх — главный мотор гоголевской пьесы — обезличил героев, суетливая беготня которых задала темп и придала энергию спектаклю. В толпе испуганных персонажей сложно разобрать, кто есть кто. Все их реплики слились в один монолог, объединенный интонацией растерянности. Короткое замыкание цепи персонажей то и дело поражало и без того нервный строй. «Коротило» цепь на характерных словах: «грех», «ревизор» и «тюрьма». Как только кто-нибудь из персонажей произносил эти триггеры, сквозь чиновников с характерным звуком проходил разряд тока. Эти «удары» судьбы обозначают присутствие как будто бы какой-то высшей карающей силы. Но есть и менее философское объяснение: декорация спектакля — вечная стройка. Все зеркало сцены от пола до самых колосников заняли три яруса строительных лесов. Это и гостиница, в которой остановился Хлестаков, и дом Городничего (при этом конструкция затягивалась до боли знакомыми строительным баннером с изображением фасада вечно недостроенного особняка), и воплощение всего города N, да и всей России в целом. Социальная тема — главный нерв первого действия, которое задело все основные приметы острых конфликтных болезненных ситуаций последнего года в стране. В сцене жалобы купцов объединились стихийный митинг, который возник в зале, и прямая линия с президентом, недвусмысленной аллюзией на которого стал сам Хлестаков. Со знакомыми словами «Я разберусь» он покинул сцену, а люди в форме избили просителя, объявив о начале антракта. За несколько минут до этого происшествия тот же Хлестаков отыграл пьяную сцену вранья парадоксально лихой непьяной пластикой с почти акробатическими манипуляциями со стульями.

Центральная сцена второго акта — взятки — произошла в бане, которая нашла свое место на втором уровне лесов. Именно в этой сцене каждый чиновник проявил свою особенную природу: почтмейстер Шпекин по-свойски отхлестал Хлестакова парой заготовленных веников, а смотритель учебных заведений Лука Лукич даже не решился зайти в парилку и отчаянно заикался, попечитель богоугодных заведений Земляника сделал мнимому ревизору массаж.

Любовный треугольник пьесы решен в спектакле неожиданным образом. Конфликт матери и дочери завязался на соперничестве за завидного потенциального жениха или любовника: Хлестаков настойчиво добивался сближения с Анной Андреевной, однако в результате нелепого «разоблачения» Марьей Антоновной завязывающегося романа сам становится женихом молодой барышни. Марья Антоновна напоминает героинь Гай Германики, она — сложный подросток в кожаной куртке, с броским макияжем и альтернативным роком в наушниках, пребывает в непримиримом конфликте с матерью (Анна Андреевна — светская львица местного разлива: каблуки, платья, подчеркивающие фигуру, личный фитнес-тренер, а по совместительству любовник). Дочь Городничего наблюдает за тем, как отец и все герои истории заискивают перед молодым человеком, а мать неприкрыто флиртует с ним. Ее помолвка — не наивная влюбленность провинциальной девушки, а продуманный подростковый бунт. В трактовке режиссера будущее мира (нашего с вами) в руках молодых, единственная возможность спастись и спасти мир. В финале только Марья Антоновна не оказалась под напряжением-замыканием немой сцены и, оценивающе оглядев бьющихся в судорогах взрослых, а также зрительный зал и поняв, «как прекрасен этот мир», закинула на плечо рюкзак и ушла вглубь сцены, покинув вечную стройку.

Вероника Ерофеева,
Евгения Ноздрачева,
студентки 3 курса театроведческого факультета
Российского института театрального искусства — ГИТИС
(мастерская А. В. Бартошевича и В. Ю. Силюнаса)

Фото © Дмитрий Журкин