Справки по телефону: +7 (8412) 56-40-89
Касса театра: +7 (8412) 56-30-46
e-mail: dramapnz@rambler.ru

Написать руководству театра
13 марта 2013

«Спокойной ночи, мама»: спектакль для вдумчивых зрителей

13 марта на Малой сцене театра (по установившейся традиции — в 21.00 и с возрастным ограничением, на сей раз «16+») прошла очередная, уже шестая с начала сезона премьера — «Спокойной ночи, мама».

Перед спектаклем худрук Сергей Казаков предупредил: зрелище это — не для желающих отдохнуть и расслабиться. На новом спектакле зрителям придется как следует потрудиться и душой, и разумом.

Прежде всего, конечно, дело в пьесе. «Драма без антракта» (таково авторское определение жанра), написанная в 1983 году американским драматургом Маршей Норман, в том же году увенчанная Пулитцеровской премией, а еще три года спустя успешно экранизированная американским режиссером Томом Муром, — это отнюдь не развлекательное чтиво и не бульварная комедия, это материал для зрителей вдумчивых и чутких.

Камерная история на двух человек — история матери и дочери, история жесткая и даже безжалостная — режиссером Андреем Шляпиным основательно переосмыслена и перекомпонована. То, о чем в оригинальной пьесе мы узнаем только в самом конце, в двухчасовом спектакле происходит уже через полчаса после начала. Но можно ли было как-то изменить финал? И вот мать (заслуженная артистка России Наталья Старовойт) вновь и вновь отматывает назад пленку в магнитофонной кассете (карандашом, как мы все делали когда-то), чтобы попробовать по-новому повторить разговор с дочерью Джесси (Мария Соловьева) — разговор, в настоящей жизни уже давно оконченный. Но нет, итог неизменен. Лишь одно меняется: двое родных людей, вначале невыносимо разобщенных, говорящих каждая словно сама с собой (вполне в духе чеховских пьес), раз от разу становятся всё ближе друг другу, как в далеком детстве Джесси. И когда мы слышим их разговор в третий раз, появляется надежда — всё может кончиться иначе. Но нет, не «может», а лишь «могло бы». «Если бы знать, если бы знать!» — как писал, пусть и несколько по другому поводу, великий диагност Антон Чехов.

Впрочем, отрицательный результат — тоже результат. И вот после спектакля одна зрительница встревожилась о своей взрослой дочери — всё ли у нее в порядке? И ведь наверняка позвонит, а то и навестит на другой день. А кто-то из более молодых наверняка вспомнит о родителях. «Не забывайте друг друга, учитесь понимать друг друга, помогайте друг другу!» — очевидная и нехитрая «мораль» для тех, кто привык ее, эту мораль, искать повсюду.

Что же касается достижений чисто художественных, то они тоже очевидны: прежде всего — новая грань таланта Андрея Шляпина, который в двух своих предыдущих работах на сцене Пензенского театра («Ветер шумит в тополях» и «Обыкновенное чудо») проявил себя мастером работы с пространством большой сцены, а теперь успешно продемонстрировал умение создавать камерные спектакли; безусловно, интересный замысел художника-постановщика Олега Авдонина — выстроенная им декорация настойчиво напоминает о «Тайной вечере» Леонардо да Винчи; наконец, яркие образы, сыгранные актрисами. И если от Натальи Старовойт достаточно предсказуемо ждали сильной актерской работы, то Мария Соловьева, уже несколько лет не занятая в больших ролях, по-новому открылась для пензенской публики.

В любом случае, зрители новый спектакль приняли. Репертуар театра пополнился еще одним названием, а Андрей Шляпин уже задумывается над новой постановкой...

Фото © Дмитрий Журкин